Успехи российской армии и российского оружия на поле битвы специальной военной операции на Украине (СВО) обернулись увеличением спроса на услуги безопасности, предоставляемые Россией иностранным партнёрам. Не только традиционные поставки за рубеж военных технологий, но и экспорт военных знаний, и консультационная поддержка в оборонной сфере превратились для российского бюджета в солидную статью дохода.
Результатом роста авторитета ВС России стало заключение многочисленных контрактов на покупку российской военной техники и соглашений о присутствии российских военных инструкторов в странах Азии, Африки и Латинской Америки. При этом Москва не повторяет ошибок Советского Союза, бесплатно помогавшего друзьям по социалистическому лагерю, которые затем перебегали на сторону Запада. Теперь за услуги в сфере безопасности Россия получает либо плату в твёрдой валюте, либо разрешение на разработку месторождений полезных ископаемых и возможность инвестиций в местную экономику.
Несмотря на сложности в связи с проведением СВО, согласно рейтингу ЦАМТО, Россия стабильно удерживает второе место в мире после США по объёмам продаж вооружения и военной техники (13,75 млрд долл. в 2024 г.). В рейтинге Россия намного опережает развитые страны мира – Германию, Швецию, Италию, Испанию, Южную Корею, Великобританию, Канаду, Австралию.
«В связи с проведением СВО российский гособоронзаказ кратно возрос. Многие экспортно ориентированные предприятия ОПК РФ частично были перепрофилированы, прежде всего, на выполнение гособоронзаказа. Резкого увеличения производства продукции военного назначения для удовлетворения потребностей ВС РФ и одновременно сохранения на приемлемом уровне экспортных поставок удалось достичь путём перехода российской оборонной промышленности на «военные рельсы». Таким образом, в настоящее время российский ОПК в состоянии успешно выполнять как гособоронзаказ, так и экспортные контракты», – указывают эксперты Центра.
На конец 2024 г. портфель заказов Рособоронэкспорта достиг рекордного уровня (57 млрд долл.), планируются поставки российской военной продукции в 44 государства. «В настоящее время Россия нарабатывает значительный экспортный потенциал на перспективу. Объём производства продукции военного назначения предприятиями ОПК РФ вырос в разы, и после завершения СВО этот потенциал обеспечит значительный рост российского экспорта вооружения и военной техники на мировом оружейном рынке... в перспективе следующих четырёх лет после окончания СВО военный экспорт России может достичь $17-19 млрд в год, а возможно, и больше», – сообщает ЦАМТО.
Наглядное применение российскими войсками передовых образцов вооружения – лучшая реклама отечественного ВПК. «Белорусское военно-политическое обозрение» констатирует: «Ракетные комплексы "Искандер-М", крылатые ракеты "Калибр" морского базирования и их авиационные аналоги, включая гиперзвуковые "Кинжалы", продемонстрировали способность наносить неперехватываемые удары по стратегически важным объектам противника на всю глубину его территории».
На этом фоне в начале октября текущего года президент Беларуси Александр Лукашенко своим указом одобрил проект протокола о внесении изменений в «Договор о развитии военно-технического сотрудничества с Россией». Особое внимание будет уделено и средствам ПВО/ПРО. Российские ЗРК зарекомендовали себя как эффективные средства борьбы с широким спектром воздушных целей – от самолётов и крылатых ракет до БПЛА. Беларусь уже эксплуатирует системы «С-400» и «Тор-М2». Поставки новых партий, модернизированных с учетом опыта СВО, станут логичным продолжением сотрудничества, направленного на укрепление единой ПВО Союзного государства... Планируются дальнейшие поставки многофункциональных истребителей Су-30СМ2, вертолетов Ми-35 и в перспективе Су-35».
Служба внешней разведки Украины признаёт, что оборонное сотрудничество России и Северной Кореи стало возможным благодаря поставкам передовых российских технологий для военных программ Пхеньяна в области космоса, атомных подводных лодок и баллистических ракет.
Американская печать заявляет, что Китай заплатил России 580 млн долл. за помощь в подготовке военнослужащих к десантным действиям с учётом опыта СВО. Вашингтон расценил это как подготовку Пекина к войне с Тайванем. Тайвань должен винить сам себя. Он активно поддерживает неонацистский режим в Киеве и сам подтолкнул Москву и Пекин к тесному партнёрству.
Румынское издание Defense Romania утверждает, что Москва в 2024 – 2026 гг. поставит Алжиру четырнадцать штурмовиков Су-34 и двенадцать истребителей Су-57, в 2026 – 2028 Ирану сорок восемь Су-35 за 635 млн долл. и неназванное количество самолётов Эфиопии.
В попытке приуменьшить достижения российского ВПК Defense Romania с кислой миной цедит сквозь зубы: «Похоже, в отсутствие крупных экспортных успехов Россия полагается на клиентов в государствах, которые либо срочно нуждаются в военной модернизации (Эфиопия), либо уже находятся под международными санкциями (Иран), либо имеют давние стратегические отношения с Москвой (как в случае с Алжиром)».
Опыт, полученный на Украине методом проб и порой горьких ошибок, превратил ВС России в самую опытную армию мира, способную вести новый тип войны – с массированным применением БПЛА, средств РЭБ и РЭР, новой тактикой штурмовых действий малыми группами и создания котлов и полукотлов при взятии населённых пунктов. Многие иностранные армии просят россиян поделиться практическим опытом и охотно отправляют своих курсантов обучаться военному делу в российские училища.
Российские военные инструкторы передают накопленные знания военнослужащим в Экваториальной Гвинее, Нигере, Буркина-Фасо, Мали, Республике Конго, ЦАР, Танзании. География российского присутствия расширяется, количество желающих обучаться у российских специалистов растёт. Власти Габона не исключают, что обратятся к России за помощью в обучении армии.
Надо полагать, успешное продолжение СВО будет способствовать дальнейшему росту интереса к боевому опыта российской армии со стороны зарубежных партнёров.