Канал «Стамбул» станет угрозой региональной стабильности

Большинство жителей города на Босфоре выступают против амбициозного проекта

В турецком парламенте возобновилось обсуждение проекта параллельного Босфору судоходного канала «Стамбул», сообщает газета Türkiye.

«Продолжаются дебаты по проекту канала “Стамбул”, который президент Реджеп Тайип Эрдоган назвал одним из величайших проектов века, несравнимым с Панамским, Суэцким или Коринфским каналами в Греции». 

Отвечая на парламентские вопросы депутатов относительно Стамбульского канала, министр транспорта и инфраструктуры Абдулкадир Уралоглу напомнил, что Босфор имеет крутые повороты и сильные течения, которые создают опасность для водного транспорта, а также для городского морского судоходства, пересекающегося с транзитным судоходством», – пишет издание.

«Днём Босфор служит местом торговли, жизни и транзита для миллионов стамбульцев. С каждым годом пролив становится всё более опасным для транзитных судов. В этом контексте канал Стамбул станет водным путём с более высокой безопасностью судоходства, чем Босфор, что сократит длительное ожидание и облегчит движение в проливе для международной торговли», – продолжил Уралоглу.

Он также подчеркнул, что проект канала «Стамбул» с его прибрежными сооружениями, пристанями для яхт, контейнерными портами и логистическими центрами имеет решающее значение для будущего Турции. Канал «Стамбул», по его словам, был в первую очередь задуман «для сокращения судоходства по Босфору и улучшения качества воздуха и воды, тем самым защищая наших граждан, морскую флору и фауну, а также сооружения и культурное наследие вдоль Босфора».

Уралоглу также заявил, что проект планируется реализовать по модели государственно-частного партнерства.

«Сторонники проекта канала “Стамбул” утверждают, что он позволит увеличить судоходство через пролив, обеспечит более безопасные условия транзита для опасных судов, удалив их от густонаселённых районов Стамбула, сократит время ожидания входа и обеспечит Турции щедрые транзитные сборы. Также высказывалось предположение, что канал может стать способом обойти ограничения, установленные Договором Монтрё на доступ к Чёрному морю для военно-морских сил стран, не относящихся к Черному морю.

Однако необходимость в новом канале не доказана. Судоходные компании не требуют нового маршрута, и данные не подтверждают эту идею: несмотря на небольшой рост тоннажа, количество судов фактически сокращается. Несмотря на отдельные инциденты и аварии на Босфоре, крупных аварий не было уже более 40 лет благодаря улучшениям в управлении движением, введённым турецким правительством. Дальнейшее повышение безопасности транзита не требует нового строительства. Этого можно добиться быстрее, дешевле и проще, инвестируя в специалистов по береговой безопасности, современные морские буксиры и навигационное оборудование», отмечают аналитики Middle East Institute (Вашингтон, округ Колумбия).

Проект строительства нового канала в 100 км к западу от Стамбула был анонсирован тогда еще премьер-министром страны Эрдоганом в 2011 году. Предполагается, что канал сможет пропускать около 160 судов в день, включая танкеры с чистой грузоподъемностью до 300 тыс. тонн. На сегодняшний день через пролив Босфор проходит 53 тыс. судов в год.

В декабре 2019 года Эрдоган выступил с мнением, что морское сообщение через проектируемый к западу от Босфора Стамбульский канал не будет подпадать под действие Конвенции Монтрё, регулирующей проход военных кораблей через турецкие проливы. Турецкая оппозиция, в том числе мэр Стамбула Экрем Имамоглу, выступали против этого проекта.

В апреле 2021 года Генеральная прокуратура Анкары инициировала расследование в отношении 103 турецких отставных адмиралов, выразивших в открытом письме обеспокоенность в связи с дискуссией о возможности выхода Турции из Конвенции Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы.

Подписавшиеся под письмом адмиралы заявили, что они «с беспокойством следят за обсуждением темы создания канала "Стамбул" и Конвенции Монтрё в контексте юрисдикции отмены международных договоров». 

«Конвенция Монтрё – основной документ безопасности причерноморских стран и конвенция, которая делает Черное море морем мира. Эта конвенция дает право Турции не вступать без ее желания в войну на стороне одной из воюющих сторон, это позволило ей сохранить нейтралитет во Второй мировой войне», – заявили отставные военные. 

После этого последовали выборочные аресты подписантов открытого письма. Прокуратура в заявлении для суда отмечала, что беспокойство из-за Конвенции Монтрё было использовано лишь в качестве предлога для выражения недовольства планами изменить конституцию и является попыткой расшатать общественное мнение и подорвать позиции руководства страны.

Однако в декабре 2022 года суд оправдал единогласно всех подсудимых на основании того, что уголовное преступление не было совершено.

В марте 2025 года был арестован один из самых влиятельных противников строительства канала «Стамбул» мэр Экрем Имамоглу. С тех пор он находится в заключении по обвинению в ряде явно вымышленных прокуратурой преступлений.

Имамоглу отвергает все обвинения. Он заявил, что обвинительное заключение написано не прокурором, а теми, кто знает, что он сможет победить на следующих выборах президента Турции.

В деловых кругах Турции не сомневаются, что канал Стамбул перечеркнет Конвенцию Монтрё. 

«Проект имеет не только транспортное, но и стратегическое значение. Новый маршрут будет находиться вне действия Конвенции Монтрё, регулирующей проход через Босфор. Это даст Турции больше контроля над судоходством и возможность взимать пошлины с проходящих судов. По этой причине канал рассматривается как элемент национальной безопасности и важный экономический ресурс. Он может укрепить позиции Турции в регионе и приносить стабильный доход. Однако у проекта есть и геополитические риски: он вызывает беспокойство у некоторых стран, особенно у России, которая использует Босфор для военного доступа в Средиземное море», отмечает бизнес-портал iSTANBULHOMES

Несмотря на стремление турецких властей осуществить мечту Эрдогана о сооружение суперканала, перспективы этой стройки века отнюдь не безоблачны.

Имеются и значительные экологические риски. 

«Новый канал разрушит два водохранилища Стамбула и создаст риск загрязнения всех запасов грунтовых вод Стамбула и прилегающего региона, что является необратимым процессом… Общая стоимость строительного контракта по проекту обернётся расходами в размере 250 миллиардов долларов к концу десятилетия. Все автомагистрали, дороги, водопроводы, линии электропередач, газопроводы и целые кварталы Стамбула придётся перенести и отстроить заново. В этом главном строительном проекте возможностей для коррупции и кумовства предостаточно. Первые инвесторы, среди которых были министры правительства и мать катарского эмира, шейха Моза бинт Насер, уже получили огромную прибыль от спекуляций землей вдоль маршрута канала»,отмечают в Middle East Institute. 

«День за днем раскрываются факты относительно проекта нового канала ”Стамбул”, объявленного президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом как часть его гигантских проектов, поскольку, как выяснилось, он преследует лишь цель получения прибыли определенной стороной.

Выяснилось, что мать эмира Катара шейха Моза основала в Башакшехире компанию с капиталом в 100 тысяч фунтов стерлингов и через 1,5 месяца купила 44 акра земли на трассе Стамбульского канала.

Недавно появилась информация о том, что члены королевской семьи Катара также захватили земли на маршруте проекта Стамбульского канала, что вызвало конфликт между Эрдоганом и мэром Стамбульского столичного муниципалитета.

Турецкий бизнесмен и министр финансов Берат Албайрак, зять Эрдогана, также, как выяснилось, приобрел 13 акров земли, а также еще на 12 акров земли вблизи нового аэропорта Стамбула», пишет французский портал The Reference. 

В свою бытность на посту мэра Стамбула Экрем Имамоглу активно выступал против строительства канала, указывая, что его реализация разрушит озеро Тыргуc, которое считается одним из важнейших источников питьевой воды в Стамбуле.

«Если вы не боитесь воли народа, то проведите референдум по каналу «Стамбул»,написал, уже находясь в заключении, Имамоглу в своём аккаунте X*, которым управляет его команда юристов. – Пусть 16 миллионов жителей этого города решат его будущее».

Имамоглу был избран кандидатом в президенты от Народно-республиканской партии Турции (НРП) в день своего ареста 19 марта 2025 года. Он считается самым сильным политическим соперником Эрдогана, способным победить его на выборах, поскольку уже нанес Эрдогану серьезные поражения на выборах мэра в 2019 и 2024 годах.

Лидер НРП Озгюр Озель заявил, что «политической целью попытки переворота 19 марта был Имамоглу, а финансовой – канал «Стамбул».

Имамоглу был задержан 19 марта и помещён в предварительное заключение 23 марта. НРП назвала его задержание «попыткой переворота против нашего следующего президента».

Исполняющий обязанности мэра Стамбула Нури Аслан осудил задержание более 50 человек, включая высокопоставленных городских чиновников, в прошлые выходные, включая руководителей водоканала İSKİ, глав департаментов и заместителей генерального секретаря, обвинив правительство в использовании судебной системы для преследования противников канала «Стамбул».

«Эти люди защищали водоёмы и целостность города Стамбула, – сказал Аслан. – Их арест несправедлив и явно политически мотивирован».

По данным опроса, проведенного Стамбульским агентством планирования (IPA), более трех четвертей жителей Стамбула выступают против спорного проекта канала «Стамбул» на фоне возобновившихся общественных дебатов по поводу предлагаемого искусственного водного пути.

77,2% респондентов заявили, что не поддерживают проект, который нанесёт серьёзный ущерб окружающей среде и увеличит риск землетрясений. 

Среди тех, кто выступил против, 53,8% сослались на экологические проблемы, а 39,1% опасались, что канал повысит уязвимость города к землетрясениям. Ещё 31,2% заявили, что проект служит скорее интересам прибыли, чем общественным нуждам.

Недавно в Стамбуле произошло землетрясение магнитудой 6,2 , которое вновь вызвало опасения по поводу сейсмической уязвимости в зоне канала «Стамбул».

Энергичный турецкий президент в своем стремлении возродить былое величие османской империи игнорирует не только политические, но и сейсмические риски, которые угрожают его амбициозному проекту.

Реализация проекта канала «Стамбул» неизбежно приведет к выходу Турции из Конвенции Монтрё, что чревато непредсказуемыми военными последствиями для самих турок, считают аналитики российской Академии военных наук. 

Исторический опыт учит, что судьба таких авантюр, да и их авторов, весьма печальна.

Оцените статью
3.5
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы