19 октября состоится второй тур выборов в Боливии. По итогам первого тура, прошедшего в августе, гражданам государства, которое более двадцати лет находилось под управлением левой партии MAS, основной электорат которой – представители индейских общин, придётся выбирать из двух условно правых кандидатов. 17 августа большинство голосов – 32,8% были отданы за сенатора от Христианско-демократической партии Родриго Пас Перейру, второе место с 26,4% занял правый просевероамериканский кандидат-глобалист Хорхе Кирога Рамирес. При этом стоит напомнить, что во время летней предвыборной гонки Родриго Пас считался аутсайдером, что подтверждали различные опросы общественного мнения. Особенностью его кампании стала малобюджетность: ранее сообщалось, что на «цифровое продвижение» Родриго Пас потратил всего 20 долларов, когда его соперники вкладывали десятки тысяч. В итоге созданные для соцсетей ролики с забавной капибарой, которая должна была символизировать кандидата в вице-президенты, бывшего полицейского Эдмана Лару (по сходству имён: капи (капитан) Лара) отлично привлекали внимание молодёжи, как и сам образ Лары – известного борьбой против коррупции и яркими, достаточно жесткими высказываниями.
Помимо этого, Пас часто ездил по отдаленным посёлкам и общался с жителями, что вместе с умеренной программой, как обещания возможного отказа от сотрудничества с МВФ, что продвигали и социалисты, позволили ему перетянуть голоса сомневающихся и часть бывшего электората MAS. С этой точки зрения в Боливии электорат правых провашингтонских движений, которые представляет бывший сотрудник МВФ и Всемирного банка Хорхе Кирога, традиционно меньше. Однако некоторые наблюдатели и политики связывают успех Кироги с тем, что накануне выборов из США прибыли грузы со значительными суммами наличных долларов. Но по понятным причинам связь между этими событиями является недоказуемой.
Интересно и то, что совсем недавно Госдеп США опубликовал доклад об инвестиционном климате Боливии, в котором прямо говорит о том, что оба кандидата являются провашингтонскими и после выборов инвестиционный климат радикально изменится в лучшую для США сторону.
Среди ключевых рисков для инвесторов из США на данный довыборный момент авторы доклада выделяют несколько пунктов, часть из которых является особенностью мер поддержки коренного населения страны, например, модель «социальной общинной продуктивной экономики», в которой государство контролирует стратегические сектора (энергетика, телекоммуникации, добывающая промышленность). Упоминается национализация компаний в этих секторах: ранее были случаи, когда правительство национализировало активы, и, как заявляют авторы доклада, «часто ниже рыночной стоимости». Критикуют авторы и закон, согласно которому государство может «экспроприировать собственность», если она не служит социальной или экономической функции, и концепцию «зоны пограничной безопасности» (иностранцам запрещено владеть землей в 50-километровой приграничной зоне, что, безусловно, улучшает государственную безопасность).
Отдельным пунктом стоят убыточные госпредприятия. Более 60 государственных компаний являются «неэффективными» в понимании капиталистов и существуют на государственные финансы. Их прибыль упала на 94% с 2014 по 2021 год, указывают в Вашингтоне, не обозначая, как это сказалось на повседневной жизни боливийцев, включая, конечно, сотрудников данных предприятий. Однако МФВ подтверждает, что, начиная c 2000 по 2021 год, уровень нищеты снизился с 66% до 36%, а ВВП на душу населения вырос более чем в три раза, начиная с 2005 года.
Среди других рисков указан «тяжёлый экономический кризис», что включает в себя «острую нехватку долларов» и «катастрофически низкие» резервы Центробанка; двойной валютный курс, при котором реальный курс боливиано на черном рынке почти в два раза выше, чем установленный государством, что делает репатриацию прибыли чрезвычайно дорогой; «один из худших показателей инфляции в регионе»: 20% прогнозирует Госдеп на 2025 год, при том, что, например, Trading Economics считают, что уровень инфляции ожидается 12,5%, а в долгосрочной перспективе – около 9% в 2026 году и 5% в 2027 году. Что касается аналитики МВФ, то в опубликованном в 2022 году докладе Международного валютного фонда сказано, что инфляция в Боливии составляет всего 1,9%, при этом столь малым темпам роста инфляции способствует «устойчивое внутреннее производство продуктов питания», как отмечено в том же докладе. Иронично, что самые различные, в том числе западные, агентства дают однозначную картину инфляции региона, согласно которой наиболее страдают от роста цен государства с провашингтонским правительством – Аргентина, печально знаменитая уровнем инфляции, и Перу, занимающее вторую строчку этого грустного рейтинга.
Отмечают авторы доклада и угрозу дефолта, объясняя её низкими резервами и значительными долговыми обязательствами. «Рейтинговые агентства, как Fitch, Moody's, S&P неоднократно понижали суверенный рейтинг Боливии», – сказано в документе. Стоит ли говорить о том, насколько справедливы лондонские и нью-йоркские агентства к государствам с иным, некапиталистическим экономическим строем? Впрочем, те же агентства в мае этого года понизили рейтинг самих США, поскольку госдолг штатов в настоящее время составляет 37 триллионов долларов, что представляет собой 122% ВВП США. Но «это же другое».
Следующий пункт главы о рисках – «неблагоприятная правовая и судебная система». Боливия находится в конце мировых рейтингов по верховенству закона, а судебная система ненадежна, подвержена коррупции и политическому влиянию, что делает разрешение споров с государством практически невозможным, отмечает Госдеп, подчеркивая, что Конституция Боливии 2009 года не признает международный арбитраж и дипломатические иски в спорах с государством, Ла-Пас вышел из МЦУИС (ICSID, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) и позже, в 2012 году были расторгнуты Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с 22 государствами, среди которых США.
Несмотря на риски, доклад выделяет несколько потенциальных точек роста, первая из которых – готовящийся политический переход: «Два проамериканских кандидата вышли во второй тур президентских выборов, что дает мандат на проведение реформ, благоприятных для инвесторов», – подчеркивает Госдеп. Вторая точка роста связана с перспективными секторами, куда относится знаменитый боливийский литий, который прошлое правительство решило разделить между Россией и Китаем и отказать в значительной доле компании из США, чем, очевидно, и объясняются многие злоключения нынешнего президента Луиса Арсе. «Заключены соглашения с российскими и китайскими компаниями, но проекты отстают», – сказано в докладе. Второй перспективный сектор не менее интересен: «В 2024 году объявлено об открытии крупных новых запасов природного газа», – объясняет Вашингтон свой хищнический интерес без экивоков. К другим секторам относятся быстрорастущий экспорт сельхозпродукции, биотехнологии, экологические технологии, автомобильная промышленность, здравоохранение. Немаловажно, что в части этих секторов боливийской экономики занят Росатом (авторы документа этого не отмечают).
В качестве вывода аналитики Госдепа сообщают, что на момент публикации доклада Боливия представляет собой крайне рискованную юрисдикцию для иностранных инвестиций, однако если новое правительство, которое вступит в должность в ноябре 2025 года, «сможет использовать свой мандат и парламентское большинство для проведения реальных рыночных реформ, Боливия может стать значительно более привлекательной для инвесторов, особенно в секторах природных ресурсов и энергетики».
То есть, несмотря на бодрый тон повествования, некоторые сомнения в Вашингтоне всё же остаются, и, вероятно, они связаны с Родриго Пасом. На данный момент, согласно опросам, опубликованным за неделю до второго тура выборов, лидирует Хорхе Кирога с 42,9%, Родриго Пас набирает 38,7%. При этом остается достаточно большое количество неопределившихся – 10% и тех, кто, вероятно, не будет голосовать – 8,4%. Поскольку к порче бюллетеней призывает Эво Моралес, логично предположить, что данные 8,4% – леворадикальная и проиндейская часть населения, что весьма и весьма немало. Возможно, что после победы одного из вышедших во второй тур кандидатов эта группа может организовать социальные волнения.
Таким образом, исход выборов остается непредрешённым. Пас, сделавший ставку на прямую коммуникацию с народными слоями и вирусный цифровой контент, может рассчитывать на мобилизацию протестного и разочарованного электората. Однако его умеренная риторика вызывает настороженность в Вашингтоне, предпочитающем неолиберальную повестку Кироги. Феномен «капибары против мешков с долларами» – это отражение глубинного раскола в боливийском обществе, разрывающимся между давлением глобального капитала и поиском более суверенного пути развития.
Независимо от того, кто из кандидатов победит 19 октября, новая администрация столкнется с колоссальными вызовами: необходимостью балансировать между обещаниями вашингтонским кураторам и социальными ожиданиями боливийцев, уже продемонстрировавших готовность к уличному отпору в случае ущемления их интересов. Политический переход в Ла-Пасе, сулящий иностранным инвесторам доступ к литию и газу, для самой Боливии грозит новой полосой внутренней нестабильности, где 8,4% потенциально бойкотирующих выборы и их сторонники – это не статистическая погрешность, а пороховая бочка, готовая взорваться при первой же попытке радикального демонтажа сложившейся за два десятилетия социально-экономической модели.