Новому японскому премьеру Такаити нужен не «мирный договор» с Россией, а Курильские острова

Новому японскому премьеру нужен не «мирный договор» с Россией, а Курильские острова

Сможет ли ультранационалистка Такаити уходить от русофобии и реваншизма?

Не скрою, что был немало удивлен восприятием рядом российских СМИ фразы-клише нового премьер-министра Японии Санаэ Такаити, ритуально произнесенной в ходе программного выступления в парламенте. Не поленился и прослушал полностью ее речь на японском языке. И не нашел ничего нового и оригинального. Ибо премьер слово в слово повторила слова своих предшественников, будь то Кисида или Исиба, о том, что японское правительство не отказывается от цели «разрешить территориальный вопрос» и подписать с Россией «мирный договор». 

Поэтому утверждения в некоторых СМИ о том, «Япония делает резкий разворот в отношении России» и «Страна восходящего солнца может отказаться от всех претензий на них (Курильские острова. – А.К.), чтобы наладить торговые отношения с Россией и избавиться от экономической зависимости от США» (?!), следует расценить лишь как добросовестное заблуждение, порожденное дилетантским подходом к сложной материи японо-российских отношений. Ибо никакого отказа от незаконных, по сути, реваншистских, притязаний японских властей на российские Курильские острова не произошло. Ибо произнесенная Такаити в очередной раз «мантра» о «северных территориях» обращена не столько к России, сколько на внутреннюю аудиторию для демонстрации патриотизма и готовности нового лидера продолжать добиваться пересмотра итогов Второй мировой войны. 

Заметим, что используемая «формулировка» грубо искажает даже так называемый хрущевский «компромисс» 1956 года, когда обвиненный в волюнтаризме взбалмошный Никита Хрущёв наивно пытался, подманив Японию территориальными уступками, «оторвать» ее от США. В навязанном им пункте Советско-японской совместной декларации этот не очень умелый с точки зрения дипломатии политик пообещал в качестве жеста доброй воли передать Японии острова Малой Курильской гряды с омывающими их водами, а именно остров Шикотан и архипелаг Плоские, Хабомаи по-японски. Но специально было оговорено, что это станет возможным только после подписания японским правительством окончательного мирного договора. Именно на таких условиях декларация в декабре 1956 года была ратифицирована парламентами СССР и Японии и продолжает определять дипломатические и иные отношения двух стран. За исключением важного, но забываемого как в Токио, так подчас и в Москве акта фактической денонсации в 1960 году по приказу самого Хрущева пункта о возможности передачи Японии уже официально вошедших по Конституции СССР в состав нашего государства территорий. Сделано это было в ответ на заключение Японией обновленного военного союза с США, направленного против Советского Союза и Китайской Народной Республики.

Теперь же Такаити, как и ее предшественники, ставит все в прямом смысле слова с ног на голову. Безапелляционно требуя от Москвы сначала согласиться на «возвращение» островов и практически передать их, лишь после чего-де Токио соблаговолит подписать никому не нужный через 80 лет после безоговорочной капитуляции и почти 70 лет после официального прекращения между двумя странами состояния войны «мирный договор».

К сожалению, не только плохо подготовленные в плане владения историческими знаниями журналисты, но и занимающие довольно высокие посты политики и политологи продолжают применительно к российско-японским отношениям использовать явно имеющий все признаки анахронизма термин «мирный договор». А ведь в последние годы в руководстве нашего государства восприняли несуразность такого определения. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал смешным стремление просто заявить в мирном договоре о том, что «война окончилась»: об этом было заявлено на весь мир 2 сентября 1945 года при подписании японским правительством Акта о безоговорочной капитуляции.

В действительности речь идёт о подписании принципиально иного по смыслу и содержанию документа. При этом, как неоднократно было разъяснено японской стороне, для продолжения переговоров Токио должен сначала признать в полном объеме итоги Второй мировой войны. Однако в глазах японских властей «мирный договор» – это лазейка для пересмотра тех итогов, для «решения территориального вопроса», что делает всякие разговоры о «мирном договоре» бессмысленными и политически вредными.

«В Декларации (1956 года) сказано, что мирный договор должен быть заключен прежде, чем начнется какой-либо разговор о чём бы то ни было. Заключение мирного договора означает ни много ни мало признание итогов Второй мировой войны… Мы говорим нашим японским партнерам, что это является абсолютно непреложным первым шагом на всём нашем пути, связанном с мирным договором. Мы ожидаем, что такой шаг будет сделан, потому что иначе ничто другое нельзя будет обсуждать», – подчеркивал Сергей Лавров.

Касательно итогов войны, включая территориальные, глава МИД РФ подчеркивает, что подписание договора с Японией не может не предполагать обязательно подтверждения итогов Второй мировой войны, как они закреплены во многих документах, а самое главное – в Уставе ООН. «Там записано, что все, что сделали державы-победительницы, не подлежит обсуждению, поэтому уйти от этой констатации просто невозможно. Пока мы не видим готовности Японии подтвердить то, под чем она подписалась, вступая в ООН», – подчеркнул Лавров.

В отличие от, похоже, не разобравшихся в позиции нового японского Кабинета министров во главе с Такаити российских журналистов, в МИД РФ излишних иллюзий не испытывают. Заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко подтвердил позицию о том, что Россия готова обсуждать с Японией все насущные вопросы, если Токио проявит к этому готовность. «Как только со стороны наших японских коллег будет продемонстрирован реальный настрой и интерес к возобновлению добрососедских отношений с Россией, как только со стороны официального Токио мы увидим признаки отхода от той деструктивной линии, которую он проводит сейчас, мы готовы обсуждать все вопросы, которые раньше у нас находились в повестке дня с Японией», – отметил дипломат. 

Опровергая якобы содержавшуюся в выступлении Такаити готовность «отказаться от претензий» на Курилы, вместе с тем отметим, что среди японцев растет число тех, кто не разделяет реваншистские потуги японских правых и выступают с призывами нормализовать отношения с соседними странами, в том числе с Россией, возобновив взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество. Небезынтересно, что с таких позиций стали выступать даже читатели русофобской японской газеты «Санкэй симбун», которые пишут:

«pmt******** Японии пора вспомнить, кто она есть на самом деле! Найти свой практически утерянный внутренний дух, внутреннюю силу. Силу, которая когда-то противостояла Америке!

Если мы хотим выстоять в этом изменчивом мире, нужно отменить Соглашение о статусе вооруженных сил Соединенных Штатов (в Японии), забрать себе военные базы на Окинаве и вести равноправную дипломатию с Российской Федерацией, Китаем и Северной Кореей!

Время, когда все, о чем заботились наши политики, так это как потратить денежки, заработанные налогоплательщиками, прошло. Дипломатия — это не военная сила. Дипломатия — это сила народа.

a94******** Я возлагаю большие надежды на Санаэ Такаити. Надеюсь, она сможет наконец-то добиться заключения мирного договора с Российской Федерацией и наладить двусторонний диалог, о чем так мечтал ее друг и соратник Синдзо Абэ. Пусть для этого делается все возможное! Япония должна стать самодостаточной как в вопросе обеспечения себя продовольствием, так и в вопросе обороноспособности. Ради нашей взвешенной дипломатии я готов даже к введению налога на содержание домашних животных, которых в последнее время становится больше, чем детей. Надеюсь, Санаэ Такаити приложит все усилия для блага Японии.

o***** Мы так невероятно зависим от других стран, в том числе Российской Федерации. Нам нужны нефть, железо, и даже продукты питания. Нам нужны дружественные отношения с соседями, чтобы процветать. Даже находясь в самом сердце мира.

dha******** Санаэ Такаити утверждает, что самая большая проблема Японии — это сокращение населения. Все совсем не так. Сама большая проблема Японии — политики, которые думают только о деньгах и выборах.

ayu******** Что ж, похоже, наша страна продолжит тонуть. Либерально-демократическая партия после Второй мировой войны так старалась добиться развала Японии, так старалась... сейчас ее усилия, как никогда, близки к успеху.

GACHA Такими темпами за один несчастный доллар будут требовать 200, а то и 300 иен. В наши дни иены годятся лишь на то, чтобы вытирать ими задницу!

tus***** Надеюсь, администрация Такаити не станет разжигать конфронтацию с Китаем и Россией. Наш новый премьер-министр, конечно, из ультраправых, но я полагаю, она все же понимает, что с соседями лучше дружить.

sch******** Очень странная речь! Санаэ Такаити ставит рядом фразы "во многих сферах требуются иностранные специалисты", "въездной туризм также важен" и "рост преступности". Может сложиться впечатление, что японцам не нравится поведение туристов, а ведь настоящие неприятности возникают из-за нелегальных иммигрантов и иностранцев, которые находятся в Японии по сомнительным видам на жительство! Бедные туристы вовсе ни при чем.

tsu******** Надеюсь, постановка на вооружение Сил самообороны Японии атомных подводных лодок не слишком-то разозлит Китай. Нам лучше не ссориться с крупными державами. Да и меры по борьбе с ростом цен только снизят реальную заработную плату.

NoMore Я не говорю, что стоит пренебрегать национальной безопасностью, но лучше лишний раз не упоминать об угрозе со стороны Китая, Северной Кореи или Российской Федерации, чтобы лишний раз не провоцировать крупные державы.

Достойный лидер должен придерживаться гибкого подхода: сохранять мягкую позицию к делам за рубежом и укреплять основы национальной безопасности внутри страны. Будем надеяться, наш новый премьер-министр проявит мудрость и действительно сделает все, что так красиво и громко пообещала».

Другие материалы