Ближний Восток: турецко-израильские разногласия могут похоронить идею «миротворцев» в Газе

Сработает ли азербайджанская «палочка-выручалочка»?

Министр обороны Израиля Исраэль Кац и представитель правительства повторили на днях, что Израиль не желает, чтобы турецкие солдаты были размещены в Газе в составе многонациональных сил, которые должны прийти на смену Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ).

«Турецких сапог на земле не будет», – заверила журналистов пресс-секретарь канцелярии премьер-министра Шош Бедросян. Израиль уже неоднократно выражал свой скептицизм по поводу желания Анкары заполучить некую роль в послевоенной Газе. Отношения между двумя некогда близкими союзниками, по крайней мере на риторическом уровне, рухнули во время двухлетней войны, когда президент Турции Эрдоган высоко оценил действия группировки ХАМАС и обвинил Израиль в совершении геноцида.

Ранее Турция приостановила свою торговлю с Израилем, объявив о закрытии своего воздушного пространства для израильских самолетов, и в середине осени 2025 выдала ордера на арест 37 израильских чиновников, включая премьер-министра Биньямина Нетаньяху, по обвинению в «геноциде» в Газе. В Тель-Авиве это обвинение категорически отвергают, а министр иностранных дел Гидеон Саар назвал ордера «очередным пиар-ходом тирана Эрдогана».

Турция не будет участвовать в послевоенном устройстве Газы, написал Кац в социальных сетях на турецком языке, присовокупив анимированное изображение турецкого лидера, стоящего среди руин Газы и смотрящего в бинокль, прикрытый крышками с изображением израильского флага. «Забирайте эти нелепые ордера на арест и убирайтесь отсюда к чёрту, – говорится в переводе поста. – Они больше подходят для массовых убийств, которые вы совершили против курдов. Израиль силён и бесстрашен. Вы сможете увидеть Газу только в бинокль».

Вместе с тем известно, что Анкара так или иначе остается близким союзником США, будучи ключевым посредником в заключении соглашения о прекращении огня и освобождении заложников в Газе.

Широко разрекламированный план Трампа по прекращению войны предусматривает создание временных международных стабилизационных сил ISF из числа военнослужащих нескольких государств, которые в конечном итоге возьмут на себя обеспечение безопасности Газы. Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты участвовать в миссии отказались. Сам идеолог и вдохновитель «судьбоносного плана» ясно даёт понять, что американцы в Газу не войдут, а идея направить туда катарцев даже не рассматривалась. На фоне явно затянувшейся паузы, в то время как движение ХАМАС пересобирает силы, правительство Эрдогана в свойственном ему фирменном стиле стремится не упустить шанс. Так, около двух недель в Анкаре был созван саммит для обсуждения ситуации в Газе с шестью другими мусульманскими странами. По словам министра иностранных дел Хакана Фидана: «Наш принцип заключается в том, что палестинцы должны управлять палестинцами и обеспечивать свою собственную безопасность. Международное сообщество должно поддержать это наилучшим образом – дипломатически, институционально и экономически».

Пока ISF предполагаемой численностью около 20 тыс. чел. не созданы, Трамп хочет, чтобы ООН дала бы «благословение» на инициативу, к которой на практике не будет иметь особого отношения. При этом, разумеется, ответственность и за неизбежные инциденты, и за вероятный провал будут нести «голубые каски».

Само собой при таких условиях борьба Израиля против участия Турции в постконфликтном восстановлении Газы выглядит если явно преждевременно. Да, Анкара, как и несколько других исламских стран, дала предварительное согласие на отправку и своего контингента, что едва ли возможно без железобетонных гарантий Белого дома и его хозяина. Перспектива прослыть «подстилкой» радикального режима Нетаньяху едва ли прельщает турок, да и кого-либо ещё: репутационные издержки несопоставимы с возможным выигрышем. 

«Прекращения огня в Газе не было бы без Турции… решающую роль в достижении перемирия сыграли отношения Турции с ХАМАСОМ» – так ответил посол США в Анкаре Том Баррак на вопрос о возражениях Израиля против присутствия турецких войск в Газе на недавней конференции по безопасности в Бахрейне. Дипломат также отметил обеспокоенность Израиля, а позже заявил, что она вызвана взаимным недоверием между странами: «Кстати, я готов поспорить с Турцией и Израилем, что если мы будем держаться вместе, если набранный темп сохранится… в скором времени вы увидите торговое соглашение между Турцией и Израилем».

Вице-президент США Джей Ди Вэнс в прошлом месяце заявил, что Анкара сыграет «конструктивную роль», но Вашингтон не будет ничего навязывать Израилю, когда речь заходит об иностранных войсках «на его территории». Из этого комментария однозначно явствует, что и Газу, и всю Палестину господин Вэнс склонен рассматривать как «территорию Израиля».

В случае реализации негативного сценария между Анкарой и Западным Иерусалимом, который выразится в том, что стороны будут не способны договориться в том числе и по «турецким сапогам», просматривается нестандартный выход. Во всяком случае, таковым он видится кажется американским экспертам и некоторым аналитическим ресурсам США, таким, как Институте стратегии и политики New Lines Institute в Вашингтоне. 

Согласно опусу доктора философии, старшего директора вышеобозначенной институции Камрана Бохари, ослабление или отвлечение России и Ирана от ближневосточного кризиса даёт возможности Азербайджану сказать своё слово, воспользовавшись своими давними конструктивными контактами и с Турцией, и с Израилем. 

С этим позитивным взглядом на вещи можно было бы согласиться, если бы не одно серьёзное обстоятельство. Некоторые ангажированные эксперты бездоказательно делают особый акцент на авторитете и влиянии Азербайджана на Ближнем и на Среднем Востоке. Между тем, официальный Баку пока не обладает необходимым авторитетом и легитимностью ни в арабском, ни уж тем более в исламском мире. Несмотря на широковещательные заявления и щедрые авансы, бакинская дипломатия не решила ни одной проблемы макрорегионального масштаба, а большинство её инициатив носят сугубо тактический характер.

Будучи крупным получателем израильских систем вооружений и передовых технологий (в том числе с использованием искусственного интеллекта), жёсткий светский режим Алиева слабо «дружит» с исламскими ценностями. Соответственно, едва ли по-настоящему авторитетные, давно устоявшиеся игроки Востока уступят свою роль и место стране, которая лишь в последние годы решила свои территориальные проблемы и вышла на просторы мировой политики. 

По очевидным причинам Азербайджан не входит и не может входить в Лигу арабских государств (ЛАГ), не говоря уже о том, что турецкие «братья» едва ли будут в большом восторге от того, что их попробуют заменить в таком символически важном районе, как Газа (в бывших османских владениях), «младшие партнёры» с берегов Каспия. 

Внутри страны Эрдогана и без того далеко не безосновательно обвиняют, что его тесные связи с семейством Алиева перечеркивают соображения «исламской солидарности». Можно вспомнить и о многочисленных протестных акциях Yineden Refah Partisi под руководством Фатиха Эрбакана. Этот консервативный политик «новой волны», сын Неджемеддина Эрбакана, далеко не безосновательно обращает внимание на лицемерие Ак-Сарая относительно притворного отказа от торговых связей с Израилем, которые поддерживаются опосредованно, в том числе через Азербайджан. Как и ранее, энергоресурсы с западных берегов Каспия поступают в Израиль через территорию Турции с перевалкой на танкеры до Хайфы в средиземноморском порту Джейхан.

Согласившись на замену турецких военнослужащих в составе ISF азербайджанскими, Эрдоган сильно рискует, демонстрируя уязвимость и перед собственными радикалами, и перед электоратом теряющей популярность Партии справедливости и развития. Оппозиция такого подарка только и ждёт. Исходя из всего этого, можно предположить, что попытки Западного Иерусалима отказаться от «турецких услуг» с высокой долей вероятности приведут к срыву инициативы ISF как таковой, в то время как обращение взоров в сторону Баку вовсе не станет выходом из ситуации ни для одной из сторон усугубляющегося противостояния. В Баку не планируют отправлять миротворцев в Газу до полного прекращения боевых действий между Израилем и ХАМАС, сообщил источник Reuters в правительстве Азербайджана.