Пакистан: перемены во внешней политике назрели

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В первой половине мая 2011 года произошли два события, которые не могут не повлечь значительные изменения во внешнеполитической стратегии Исламабада на международном и региональном уровнях, – убийство 2 мая американскими военнослужащими на пакистанской государственной территории Усамы бен Ладена и визит президента Пакистана А. Зардари в Москву 11-12 мая…

Нынешние пакистано-американские отношения стабильными не назовёшь. С одной стороны, Исламабад - важный стратегический партнер Вашингтона в регионе Южной Азии, заметный элемент американского присутствия в Афганистане (40% поставок грузов для Международных сил содействия безопасности [МССБ] осуществляется через пакистанскую территорию). Реализация Вашингтоном региональной стратегии АфПак позволит Пакистану получить на протяжении последующих пяти лет 9 млрд. долларов от США и еще порядка 7 млрд. долларов от различных международных фондов и организаций. Пентагон – традиционный поставщик современных и высокотехнологичных вооружений для пакистанской армии. Только в последнее время США поставили военно-воздушным силам Пакистана 18 самолетов F-16 Falcon общей стоимостью 1,4 млрд. долларов.

С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов постоянные и небеспочвенные претензии Вашингтона к Исламабаду по поводу “ведения двойной игры” в отношениях пакистанских властей с группировками и лидерами боевиков, действующих в Афганистане.

Особенно заметными американо-пакистанские противоречия стали после ликвидации силами американского спецназа на территории Пакистана бен Ладена. Без всяких преувеличений - это самый серьёзный кризис в двусторонних отношениях за последние два десятилетия. Барак Обама заявил, что американское руководство проводит следствие в отношении поддержки, которую бен Ладен мог получать в Пакистане. Определив местонахождением лидера Аль-Каиды территорию своего «стратегического партнера», США получили возможность не только выдвигать подозрения в том, что часть пакистанского военно-политического руководства знала, кто укрывается в укрепленной вилле в Абботтабаде, но и оказывать давление на Исламабад по целому ряду вопросов.

В Исламабаде вылазку американского спецназа, устроившего показательную охоту на бен Ладена, а главное, вторжение военнослужащих США на пакистанскую территорию, восприняли как серьезный вызов суверенитету Исламской Республики Пакистан. Исламабад уже пообещал сократить американский военный персонал в стране до «абсолютного минимума» и пересмотреть принципы военного сотрудничества с Соединенными Штатами в случае повторения подобного.

Вашингтон, несмотря на явный кризис сотрудничества и доверия, пойти на разрыв отношений с Исламабадом не готов. Сохранение пусть даже хрупкой внутренней стабильности в Пакистане и «видимости сотрудничества» служит для американцев едва ли не главной гарантией их присутствия в регионе Юго-Западной Азии и непосредственно в Афганистане.

Пакистанский военно-политический истеблишмент, извлекающий ощутимую выгоду из финансовой и материальной поддержки со стороны США, также не склонен доводить дело до конфронтации.

Так что за вычетом понизившегося уровня взаимного доверия да эмоциональных заявлений в прессе и парламентских кругах радикального обострения американо-пакистанских отношений, тем более их полного расторжения, ожидать не приходится.

На этом фоне важным событием стал визит президента Пакистана Асифа Али Зардари в Россию 12 мая. Среди итогов визита - подтверждение намерений сторон активизировать сотрудничество в борьбе против терроризма и наркотрафика, в деле восстановления мира в Афганистане, развивать двусторонние экономические связи. И самое важное для пакистанской дипломатии – поддержка со стороны Москвы в вопросе вступления Пакистана в Шанхайскую организацию сотрудничества. То, что процесс диверсификации внешнеполитической деятельности Пакистана начался и развивается, сомнений не вызывает.

Развитие отношений с ШОС обещает Пакистану, испытывающему серьезные проблемы с обеспечением топливно-энергетическими ресурсами, не только усиление дипломатических позиций, но и экономическую выгоду. Пакистанцы смогут более активно участвовать в проекте строительства газопровода из Туркмении через территорию Афганистана и Пакистана в Индию (ТАПИ), линий электропередачи для экспорта электроэнергии из Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан. Важен для Исламабада и вопрос быстрой мобилизации возможностей стран региона для устранения последствий природных катастроф (в результате последнего наводнения в Пакистане, уничтожившего значительные площади сельхозугодий, пострадало около 20 миллионов человек).

Вполне очевидно, что сближение с государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества, тем более вступление в ШОС, если оно произойдёт, потребуют от Исламабада новых, более взвешенных подходов в выстраивании отношений с Индией, Китаем, странами СНГ и, разумеется, с традиционным союзником – Соединённым Штатами.

Перемены во внешней политике Исламской Республики Пакистан явно назрели.