Референдум в Хорватии о вступлении в Евросоюз: цена вопроса

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

22 января 2012 года в Хорватии прошел референдум о присоединении страны к Европейскому союзу. На голосовании стоял вопрос: «Вы за то, чтобы Хорватия стала членом ЕС?» За вступление в ЕС проголосовало 66% хорватов, против - 33%. К 1 июля 2013 года Республика Хорватия станет 28-м членом Европейского союза, но в отношении последствий этого шага много неясного. Какую цену придется заплатить хорватам за членство в ЕС? Что станет с государственным суверенитетом Хорватии? Что произойдёт с экономикой страны в условиях стремительно нарастающих финансово-экономических трудностей Евросоюза?

Республика Хорватия взяла курс на вхождение в состав ЕС с 2001 года. В то время результаты выборов и социологических опросов показывали высокий уровень «евроскептицизма» в хорватском обществе.

К 2007 году политический климат в Хорватии изменился. Социал-демократы (бывший Союз коммунистов Хорватии), Хорватское демократическое содружество (ХДС) и даже Хорватская партия права, являвшаяся сторонницей изоляционизма во внешней политике, выразили готовность сотрудничать с европейскими структурами.

На протяжении 11 лет власти Хорватии приводили законодательство страны в соответствие с требованиями ЕС, приняв более 30 поправок в экономической и политической областях. Изначально планировалось принятие Хорватии в ЕС в 2009 году. Однако потом сроки были передвинуты. Европа предъявила Хорватии ряд условий, при которых страна сможет стать членом ЕС (эффективное судопроизводство, борьба с коррупцией и организованной преступностью, сотрудничество с Международным трибуналом по бывшей Югославии, возвращение сербских беженцев). Осуществление этих требований предполагало пересмотр, казалось, «незыблемых» для хорватских политиков оценок хода и последствий балканских войн первой половины 1990-х годов, и в первую очередь - тезиса о том, что Хорватия стала в 1990-х годах жертвой «великосербской агрессии».

Не секрет, что власть в Хорватии погрязла в коррупции. Многие члены правящей партии были замешаны в торговле оружием в годы войны и в других экономических и политических преступлениях. По Хорватии прокатилась волна громких убийств, серии нападений на журналистов и общественных деятелей, попытавшихся разобраться, откуда взялись огромные состояния бывших военных и государственных деятелей.

Сотрудничество Республики Хорватии с Гаагским трибуналом также идет непросто. Показательной стала реакция хорватских властей на арест и начало суда над тремя бывшими хорватскими генералами, обвиняемыми в совершении военных преступлений: Анте Готовины, Ивана Чермака и Младена Маркача. Эти люди руководили в 1995 году операцией «Буря», приведшей к разгрому Республики Сербская Краина на территории Хорватии. Арест генералов вызвал массовые протесты в Хорватии. При этом доля осужденных военных преступников хорватской национальности невелика, чуть больше 20% от общего числа обвинений. Большая часть дел передана на рассмотрение национального суда в Хорватию. Ожидать суровых наказаний на территории страны не приходится, поскольку Республика Хорватия официально не признает за хорватами вины в военных преступлениях. С одной стороны, ЕС требует сотрудничать с Трибуналом, с другой  -  поддерживает позицию Хорватии в оценке результатов войны 1990-х гг. (тезис о «великосербской агрессии»). Во время заседания по вопросу о вступлении Хорватии в ЕС депутат Европарламента Ханнес Свобода заявил, что хорваты заслужили вступление своим «правильным» отношением к войне в бывшей Югославии.

Как ни старались хорватские власти лавировать между национальными интересами, мнением общественности и планами своих внешнеполитических партнеров, сотрудничество с ведущими международными организациями сводится к выполнению многочисленных условий и постоянной критике со стороны последних. Не выдержав постоянного давления, в 2009 году ушел в отставку премьер-министр Хорватии Иво Санадер. Он публично признался, что проводимая им внутренняя и внешняя политика осуществлялась под сильным давлением Запада. При этом Санадер публично раскаялся в том, что содействовал вступлению Хорватии в НАТО, что выполнял требования Гаагского трибунала, выдавая своих военных, что торопился признать Косово.

Заменившая И.Санадера его соратник по партии Ядранка Косор взяла на себя обязательства привести Хорватию в Европейский союз, выполнив все требования, которые выдвинуло международное сообщество. Однако за прошедшие полтора года безработица в стране только увеличилась, коррупционные скандалы продолжались, а решительных шагов здесь власти не предпринимали, так как в них замешаны члены правящей партии. Ряд провокаций, направленных против ХДС, окончательно подорвали доверие населения к партии.

5 декабря 2011 года на выборах в новый парламент хорваты сделали ставку на левоцентристский блок. «Когда мы вступим в Евросоюз, нам надо будет сделать многое, – заявил лидер левоцентристской коалиции Зоран Миланович. – Это шанс, чтобы нас признали как маленькую, но открытую страну; перед нами открываются большие возможности» (1).

Однако обольщаться хорватским политикам не стоит. Давление на руководство Хорватии продолжается. В кратчайшие сроки было заведено уголовное дело против Иво Санадера. Его обвинили в том, что в 1995 году он получил от австрийского банка Hypo взятку размером около 700 тыс. долларов. Первый день 2012 года ознаменовался для нового хорватского руководства новым ультиматумом. Руководитель «Международной амнистии» в Европе и Азии Никола Дукворс потребовала скорейшего расследования военных преступлений, которые прежнее правительство не предпринимало, игнорируя обращения жертв преступлений и их родственников. В частности, Организацию «Международная амнистия» интересуют Владимир Шекс, заместитель председателя ХДС и Давор Домацета Лоше, адмирал в отставке и бывший начальник Генерального штаба. «Хорватия еще не выполнила всех обязательств перед ЕС по защите прав человека и обязательств по возмещению материального ущерба, оказанию психологической помощи жертвам преступлений» (2).Выполнить это требования правительству Хорватии будет сложно, поскольку В. Шекс избран заместителем председателя хорватского Сабора и обладает неприкосновенностью. Не успели хорваты подписать соглашение с ЕС, как главный обвинитель Гаагского трибунала Серж Брамертц призвал хорватские власти к еще более активному сотрудничеству, «если они действительно хотят в ЕС…» (3).

Наблюдатели отмечают, что переговорный процесс по вхождению в ЕС долго держался в секрете от общественности. За полгода до голосования только 12% населения было хорошо или очень хорошо информировано о начале работы ЕС и представителей хорватской комиссии (4).

Вместо того, чтобы информировать население о ходе переговоров с Брюсселем перед референдумом, власти Хорватии активно агитировали в пользу членства страны в Европейском союзе. Так, 14 января 2012 года президент Иво Йосипович в своем блоге в Интернете заверил, что Хорватия не утратит своего суверенитета и будет иметь в рамках организации свой самостоятельный и равноправный голос. Президент пообещал молодежи равные возможности с европейцами в области образования и трудоустройства, программы обмена специалистами. Единый европейский рынок, по мнению И. Йосиповича, также будет полезен для развития хорватской экономики. Кроме того, Хорватия всегда может рассчитывать на «финансовую помощь для тех, кто слабее и менее развит» (5).

Однако веры этим обещаниям мало. О каком стабильном развитии можно говорить, если еврозона находится на грани распада, если аналитики непрерывно говорят о грядущем банкротстве то одной, то другой европейской страны? Долговой кризис в Европе расширяется. Банкротство ведущих производителей, кризис в банковской сфере, рост безработицы  не дают шансов хорватским гражданам реализоваться за пределами своей страны. Вслед за рейтингами Греции и Португалии снижен кредитный рейтинг Испании, пятой по величине экономики Европейского союза. Оптимизма президента не разделяет и министр финансов Хорватии Славко Линич, считающий, что стране угрожает рецессия, что, возможно, ей также не избежать понижение кредитного рейтинга (6).

Следует также отметить, что в референдуме в Хорватии приняли участие всего 44% хорватов. То есть большая часть населения или против вступления в ЕС, или оказалась недостаточно информированной о событии в стране. Вообще, вступление в Евросоюз благодаря голосам меньшинства становится, по всей видимости, традицией.

Данные о голосовании на референдумах по вопросу о присоединении к Европейскому союзу (7)

Государство

Проценты голосов за вхождение в ЕС

Проценты участия в голосовании

Дата референдума в 2003 году

Словакия

93,71

52,15

16-17 мая

Литва

90,97

63,37

10-11 мая

Словения

89,64

60,44

23 марта

Венгрия

83,76

45,62

12 апреля

Польша

77,45

58,85

7-8 июня

Чехия

77,33

55,21

13-14 июня

Латвия

67,00

72,50

20 сентября

Эстония

66,83

64,06

14 сентября

Мальта

53,64

90,86

8 марта

Из таблицы видно, что чем меньше на референдуме о вступлении в ЕС в той или иной стране была явка населения, тем выше был процент голосов «за». А там, где участников голосования больше, – процент значительно ниже.

Так что выбор Республики Хорватии, сделанный 22 января, с точки зрения поддержки его большинством граждан, сомнителен. Перспективы пребывания в сотрясаемом кризисом ЕС - сумрачны. Обещания хорватских лидеров - надуманны и мало соответствуют реальному положению дел. А цена, которую хорваты могут заплатить за вступление в Европейский союз, непомерна высока. Становясь членом Европейского союза, Хорватия сознательно отказывается от части своего суверенитета, а в чрезвычайных условиях следующей волны кризиса она рискует утратить суверенитет окончательно, превратившись в буферную зону между Центральной и Южной Европой, какой она и была во времена Австрийской и Османской империй.

______________________________

(1) "Кукареку” поведёт Хорватию в Евросоюз // http://news.bcm.ru/world/2011/12/05/333500/1

(2) Amnesty International poručio Milanoviću: Hitno istraži Šeksa i Domazeta zbog ratnih zločina!// http://www.jutarnji.hr/template/article/article-print.jsp?id=995883

(3)Hrvatska može izgubiti i 2012. ne riješi li problem s Haagom // http://www.jutarnji.hr/template/article/article-print.jsp?id=391595

(4) Hrvatska ne mora brinuti: Protivnici ulaska u EU najčešće ni ne izlaze na referendum// http://www.jutarnji.hr/template/article/article-print.jsp?id=998763

(5)Josipović ohrabrio građane putem Facebooka: Ulaskom u EU ne gubimo suverenitet, već dobivamo trajni mir i sigurnost // http://www.jutarnji.hr/template/article/article-print.jsp?id=1000111

(6)Ministar financija potvrdio sumnje: Budimo iskreni, ugroženi smo i kandidat smo da potonemo u recesiju // http://www.jutarnji.hr/template/article/article-print.jsp?id=998536

(7)Hrvatska ne mora brinuti: Protivnici ulaska u EU najčešće ni ne izlaze na referendum// http://www.jutarnji.hr/template/article/article-print.jsp?id=998763