Евросоюз готовится к сезону «охоты на ведьм»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Начало переговорного процесса по сербской заявке на вступление в Европейский союз, по мнению властей Сербии, снимает угрозу выдвижения против страны новых ультиматумов и введения санкций. Евроинтеграция видится Белграду как улица с двусторонним движением, все участники которого преисполнены уважения и дружелюбия и готовы уступать друг другу полосы и парковочные места. 

Однако это далеко не так.  И не только потому, что  бюджетные параметры и налоговые ставки в странах еврозоны жёстко контролируются Еврокомиссией и Европейским центробанком. Главная опасность в другом. Под аккомпанемент громогласных призывов лидеров Евросоюза к уважению демократических ценностей в Сербии, на Украине или в России в самом ЕС спешно создаётся правовая основа для начала беспрецедентной в условиях европейского общества «охоты на ведьм»...

Первым шагом на этом пути стали дебаты в рамках завершающейся 27 февраля в Страсбурге сессии Европарламента по вопросу состояния прав человека в Европейском союзе. Доклад, подготовленный к сессии Комитетом по гражданским свободам, юстиции и внутренним делам, позволяет утверждать, что Евросоюз намерен создать правовую основу для крутых разборок с теми государствами-членами, политика которых по каким-то причинам не устраивает Брюссель. Автор доклада – бывший министр иностранных дел Бельгии, а впоследствии еврокомиссар Луи Мишель.

Суть документа заключена в пункте 12-м. В нем содержатся рекомендации об «открытии диалога между институтами ЕС и тем государством-членом, в котором существует риск серьезного нарушения ценностей Евросоюза, а также о предоставлении возможности европейским институтам готовить рекомендации на сей счет». Если говорить прямо, речь идет о введении против соответствующего государства всеобъемлющих санкций по линии ЕС, включая временное замораживание его участия  в политической и экономической  жизни организации. 

А уже следующий, 13-й пункт доклада Луи Мишеля конкретизирует механизм, предлагаемый для «наказания» той или иной страны. Это хорошо известная еще по югославским событиям «контактная группа» - на сей раз в составе представителей Еврокомиссии, Совета ЕС и Европарламента. Именно она должна будет выносить «совместные суждения по ситуации с фундаментальными правами человека в специфических случаях, вызывающих озабоченность любого из трех вышеперечисленных институтов Евросоюза». 

Итак, в Европейском союзе намечаются свои «контактные группы» в дополнение к уже существующим мониторинговым «тройкам» по финансово-экономическим вопросам. Впрочем, почему в дополнение? По сути, речь идет о создании наднационального механизма, позволяющего евробюрократии «судить и миловать» отдельные страны-члены ЕС, награждать их новыми кредитными пакетами или, наоборот, вводить против них санкции, как в случае с Сербией. 

К кому же создаваемый механизм может быть применён? Если судить по заявлениям представителей ЕС, в «черном списке» окажутся те государства, которые проводят, на взгляд Брюсселя, слишком  независимую политику. Это Венгрия, Греция, Италия, Нидерланды, Румыния, Словакия, Финляндия, Чехия, Швеция. В общем – все за вычетом Германии, Австрии и, возможно, Франции. Вполне возможно, что по итогам предстоящих выборов в Европарламент этот список расширится и у «контактных групп» ЕС работы прибавится.

В преддверии завершающихся дебатов в Европарламенте французское интернет-издание Slate.fr опубликовало манифест ряда авторитетных экспертов, в котором ставится неутешительный диагноз центральными органами ЕС. «Пришло время признать очевидное: нынешние европейские институты не работают так, как должны, и поэтому их нужно переосмыслить. Главная цель предельно проста: нужно позволить демократии и общественности вновь встать у штурвала, чтобы добиться эффективной регуляции глобализованного финансового капитализма XXI века и провести политику социального прогресса, которой сейчас так остро не хватает Европе. Единая валюта при 18 независимых государственных долгах, которыми могут совершенно свободно спекулировать рынки, 18 отчаянно конкурирующих друг с другом систем — всё это не работает и никогда не будет работать. Страны еврозоны решили поступить валютным суверенитетом и, следовательно, отказаться от оружия односторонней девальвации, не разработав при этом новые инструменты в экономической, социальной, налоговой и бюджетной сферах. Такое подвешенное состояние — худшая из возможных ситуаций», - подчеркивают подписавшие письмо эксперты как правых, так и левых взглядов, среди которых преподаватель парижской Школы экономики Тома Пикетти, преподаватель Коллеж де Франс Пьер Розанваллон, руководитель отдела анализа и прогнозирования Французского центра экономической конъюнктуры Ксавье Тембо, преподаватель парижского Института политических исследований Лоранс Тюбьяна. 

То есть специалисты видят выход из кризиса ЕС не в придании дополнительных карательных полномочий Еврокомиссии или Совету ЕС, а в их кардинальной реорганизации. Можно не сомневаться, что в странах - потенциальных жертвах «троек» и «контактных групп» ЕС придерживаются аналогичных взглядов. Слишком часто права человека оказываются в Евросоюзе правами не для всех.