header
Слобожанщина – боевая граница России (V)
Размер шрифта:
| 30.08.2015 Политика 
1407
5
5
1
2
Оцените публикацию: 1 2 3 4 5 5
logo

Слобожанщина – боевая граница России (V)

Часть I, часть II, часть III, часть IV

Слобожанщина и Новороссия: плоть от плоти России

Конечно, здесь надо было бы вспомнить и о Шосткинском пороховом заводе (ныне казенный завод «Звезда», в условиях «незалежной» Украины дышащий на ладан), основанном 20 июля 1771 года, в царствование императрицы Екатерины II, - с чего, собственно, и началось строительство всех прочих заводов и фабрик на Слобожанщине. Однако ограничимся тем, что назовём лишь масштабнейшие проекты, которые вывели регион на мировой уровень. Это в первую очередь разработка Донецкого каменноугольного района. Ныне по основным центрам добычи это Донецк, Красноармейск, Макеевка, Лисичанск, Горловка, Свердловск, Ровеньки, Антрацит, Торез, Красный Луч и другие – как раз всё то, к чему тянутся сейчас американцы руками «патріотів України». 

Создание русским правительством в царствование императора Александра III, выражаясь современным языком, идеального инвестиционного климата позволило привлечь в эти места английский капитал: уроженец Уэльса Джон Джеймс Юз основывает здесь «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». На берегу реки Кальмиус возводится металлургический завод с рабочим поселком Юзовкой в районе села Александровки (будущий Донецк). Первый чугун здесь выплавили в 1872 году. Неугасимые домны пылают с тех пор до сего дня – без малого полтора столетия.

А чуть поодаль к западу, в Кривом Роге, вскоре после этого разворачивает свою деятельность акционерное общество «Железные руды Кривого Рога», созданное 22 декабря 1880 года в Париже. Главными акционерами этого акционерного общества стали русский дворянин Александр Николаевич Поль и французские предприниматели. 5 мая 1881 года российское правительство утвердило устав и разрешило деятельность этого общества. 

Александр Николаевич Поль

Тогда же начинается строительство Екатерининской железной дороги, которая в конечном итоге связала оба промышленных центра (Донецк и Кривой Рог). В 1889 году было начато сооружение, а в 1892 году производство на Гданцевском чугунолитейном заводе. Акционеры Общества Криворожских железных руд (ОКЖР) не прогадали: на одну акцию, стоимостью в 1 тысячу франков, они получили чистых дивидендов в 1894 году 1 154 франков; в 1896 году - 53 700 франков; в 1897 году - 137 000 франков, то есть курсовая стоимость одной акции выросла в 110 раз! 

Екатерининская железная дорога. Дореволюционная открытка

Кто же создавал эту индустрию, кто проводил «индустриальную колонизацию» Слобожанщины, а также и Новороссии - её логичного продолжения? Россия, конечно же. Великороссы! Если следовать общедоступным статистическим данным, то среди пионеров освоения Донбасса русских было минимум две трети; «колумбами Новороссии» стали тоже преимущественно они (примерно половину поселенцев в Кривом Роге составляли русские; даже евреев было примерно вдвое больше, нежели малороссов; таковыми считались в лучшем случае каждый пятый). 

Строители Гданцевского завода: картузы, косоворотки, сапоги – национальная принадлежность (русские!) не оставляет сомнений

* * *

Среди многих десятков, если не сотен республик, возникших на месте Российской империи после революции 1917 года, немногие заслуживают внимательного рассмотрения. В их числе, безусловно, Донецко-Криворожская республика с центром в Харькове – образование по своим производственно-экономическим связям удивительное. Увы, просуществовала она недолго. «Украинским товарищам», как тогда говорили, при создании в 1922 году УССР были отрезаны буквально по живому половина Слобожанщины и практически вся Новороссия… Столицей УССР сделали Харьков. То, что он был русским городом, никого не смутило. Для превращения его в «українське місто» были приложены неимоверные усилия, сравнимые разве что с усилиями Австро-Венгрии по переделке Галицко-Волынского княжества (Русского королевства) в королевство Галиции и Лодомерии, враждебное России. Основательно потрудились на этом поприще «украинские товарищи» - немец Эммануил Ионович Квиринг, еврей Лазарь Моисеевич Каганович, поляк Станислав Викентьевич Косиор, представлявшие здесь высшую партийную власть. Харьковчан, упорно продолжавших считать себя русскими, «вычищали» с должностей; не желавших пользоваться «державной мовой» на работу не брали, лишая средств к существованию. Богатейшая земля, способная кормить полмира, испытала беспощадную ломку векового уклада, разрыв традиционных связей, разрушение коренных устоев жизни… 

Говорят, больше всех ненавидят нас те, кто причинил нам беды. И ведь действительно: не Александр Невский по велению Орды ходил жечь Киев и угонял пленников на продажу в Каракорум - это Сагайдачный по приказу Владислава являлся под Москвой и торговал русских людей хану Крыма (как обижена, поди, современная «киевская орда», что Европа и Турция не хотят, как встарь, покупать русских рабов и рабынь – на галеры, в гаремы, в качестве бессловесной прислуги). Как усиленно муссируется искусственно создаваемая проблема «крымско-татарского народа», якобы угнетаемого. Кто кого веками изнурял борьбой за существование – известно всякому. И чем ответила Россия? Всего лишь пресечением векового разбойного промысла крымских татар. И сохранением данного этноса в почти первозданном его состоянии (взгляните на коротышку Джемилёва: колпак ему, халат и кривой ятаган, да колченогую лошадёнку, да отрезанную славянскую голову, притороченную к седлу, – и готов персонаж для фильма о набегах на Русь). Этому этносу предоставили все возможные права для свободного развития, чем сполна воспользовались писатели, музыканты, общественные деятели. Они смогли проявить себя и на военном поприще: Исмаил Булатов и Абляким Гафаров стали генералами, Тейфук Абдуль, Узеир Абдураманов, Абдураим Решидов, Фетислям Абилов, Сейтнафе Сейтвелиев получили звание Героя Советского Союза, а легендарный лётчик Амет-Хан Султан был удостоен этого звания дважды. Так в чём же дело? Жжёт вековое желание вновь совершать набеги на Русь – теперь уже не под покровительством султана Османской империи, а нового хозяина? 

Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан

* * *

Возрождение Криворожско-Донецкого региона - подъём промышленности и культуры, развитие сельского хозяйства и улучшение условий жизни людей - началось лишь в средине 1930-х, когда националистическая дурь в значительной степени была преодолена, экономические и культурные связи с Великороссией/РСФСР восстановлены. 

В Интернете имеют широкое хождение варианты карты Украины, показывающие, из чего она на самом деле составлена: из подарков русских царей, «подарка Ленина в 1922 году “украинским товарищам”», «подарка Сталина в 1939 и 1945 годах» (Западная Украина). И собственно «Украины», до 1654 года составлявшей десятую примерно часть её нынешней территории. 

Карта Украины: действительно, «подарки» русских царей, Ленина и Сталина составляют большую её часть

Любопытно, что именно по границам этих «подарков» нынешняя Украина и разламывается. Часть живого организма страны – Слобожанщину, активно несогласную с этим, пилят военной ножовкой, полагая, что так она, Украина, целее будет. 

Эта болезнь имеет давнюю историю. Годами Слобожанщину (и Донецк, в частности) упорно обвиняли в том, что она-де является дотационным, убыточным регионом. И тут же единое живое тело Слобожанщины и Новороссии рвали на куски новые владельцы здешних предприятий, часто не просто жёстко конкурировавшие, но откровенно враждовавшие между собой. Иные жирные куски, как, к примеру, Криворожский металлургический комбинат, Украина была бездумно готова продать любому, кто больше даст… 

Стоит ли удивляться, что после отпадения всего лишь части Слобожанщины от тела «пришитой» к ней Украины, эта последняя стала ощущать острое экономическое малокровие, промышленные обмороки, общее снижение жизненного тонуса? 

* * *

Термин «Слобожанщина» во времена СССР не поощрялся, хотя и не запрещался на официальном уровне. Историческое название нет-нет да и проявлялось: в названиях масла и майонеза, булочек и конфет, магазинов, газет и телерадиокомпании, спортивных клубов, жилого комплекса и сельхозмашин, оркестра и учебного заведения, а также фирменного поезда, пронизывающего всю Украину с востока на запад, и во многом другом. 

Слобожанщина в отличие, к примеру, от той же Галиции, жизненно заинтересованная в скорейшем восстановлении тесных связей с Россией, частью которой она была и остаётся в историческом смысле слова, ратует за прекращение абсолютно противоестественной с Россией вражды. Для Слобожанщины Россия - мать, их связывает общая славная, хотя и трудная 500-летняя история…

А Украина, что ж - она пока ещё не совсем утратила шанс потерять Слобожанщину. Стоит только научиться с ней разговаривать, уважать её ценности, быть благодарной за всё то, чем она, Слобожанщина, является. Хватит ли Украине на это благоразумия и мудрости?

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Статьи по теме

Комментарии для сайта Cackle

Вы уже отметили данную новость.

Вы можете отмечать новость только 1 раз в сутки.