Центральные банки: растерянность и страх в предчувствии потрясений

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Мало кто знает, что помимо G7, G10, G20 есть еще G30 – Группа тридцати. Это неформальная ежегодная встреча руководителей центральных банков 30 стран. В СМИ эти мероприятия освещают очень скупо, но можно предположить, что организатором встреч G30 выступает Банк международных расчетов (БМР) в Базеле, который считается генеральным штабом центральных банков многих стран мира. 

Последняя такая встреча прошла 10 октября под председательством бывшего руководителя Европейского центрального банка (ЕЦБ) Жан-Клода Трише и увенчалась представлением доклада, суть которого можно свести к трем пунктам: 

1) на протяжении последних лет центробанки многих стран мира проводили курс накачки экономики дешевыми деньгами, а некоторые проводят этот курс до сих пор; 

2)  в результате такой денежной политики в мире образовались финансовые пузыри, которые в любой момент могут прорваться, спровоцировав мировой финансовый кризис; 

3) центральные банки за эти пузыри и ожидаемый финансовый кризис ответственности не несут; во всем виноваты правительства, которые не сумели правильно использовать предложение денег. 

Судя по этим положениям, предводители банковского мира решили подстраховаться и заранее направить возможное общественное возмущение в адрес государственных властей. На саммите G30 центробанки подчеркнуто заявили, что они не являются органами государственного управления и за состояние реальной экономики не отвечают. Такие заявления очень примечательны, поскольку в обычных условиях центробанки, наоборот, стремятся доказать, что они являются неотъемлемой частью системы государственной власти. 

Дух и решения доклада, представленного Группой тридцати 10 октября, информационное агентство Рейтер резюмировало следующим образом: 

«Центробанки работают вместе с правительствами для решения кризисов 2007-2009 годов, и их действия были необходимым и адекватным ответом в рамках антикризисного управления. Но не стоит ожидать, что политика центробанков сама по себе обеспечит жизнеспособный экономический рост. Их политика должна сопровождаться политическими мерами, проводимыми правительством.

В настоящее время правительствам, парламенту, общественным органам и частному сектору еще многое предстоит сделать для устранения политических, экономических и структурных недостатков, появление которых находится вне контроля или влияния центральных банков. В целях содействия устойчивому экономическому росту доклад предполагает, что все другие субъекты выполнят свои обязанности. Нельзя полагаться только на центробанки в смысле выполнения всех необходимых мер по достижению макроэкономических целей. Правительства тоже должны действовать и использовать возможности, предоставляемые традиционными и нетрадиционными мерами денежно-кредитной политики. Невыполнение этого стало бы серьезной ошибкой, заложив основу для экономических потрясений и перекосов в будущем».

Как видно из этого текста, в список виновников грядущего (и неизбежного!) финансово-экономического кризиса руководители ЦБ из Группы тридцати включили помимо правительств парламенты, общественные органы и частный сектор. Агентство Рейтер в своем сообщении использует термин, который применялся на встрече центробанков, – «нетрадиционные меры денежно-кредитной политики». Под этим понимаются программы «количественных смягчений», то есть включение на полную мощность печатных станков центробанков и выпуск денег в обмен на долговые бумаги правительств. 

Политика центральных банков всегда состояла в том, чтобы облекать собственные неприглядные действия благовидными словами. В старые добрые времена денежная эмиссия находилась в руках правительств, это были казначейские билеты, беспроцентные, не отягощенные долгом деньги. Активными творцами новой истории, которую открыла эпоха буржуазных революций в Европе, стали ростовщики, принимавшие участие в свержении монархов, учреждении парламентов, принятии конституций с одной главной целью – захвата денежного печатного станка. Более точное название буржуазных революций – денежные революции. 

Однако этот захват надо было ещё обосновать. И обоснование появилось: правительства склонны злоупотреблять своим правом выпускать деньги. Они, мол, могут с помощью печатного станка покрывать дефициты государственных бюджетов, что недопустимо, так как может вызвать инфляцию. Вывод: печатные станки у правительств надо отобрать и передать в «надежные руки». Таковыми по определению могут быть лишь частные ростовщики («независимые профессионалы»). Те деньги, которые ростовщики напечатают, правительства будут получать под процент, оплачиваемый налогоплательщиком. 

…Те ростовщики, которые в результате инициированных ими буржуазных революций в Европе получили эксклюзивные права на денежный печатный станок, стали со временем называться центральными банками. Нескольких веков промывки мозгов через СМИ и учебники по экономике хватило, чтобы люди перестали задавать вопрос: а почему, собственно, эмиссия денег оказалась вдруг в руках частных структур под названием центральных банков? Все последние годы центральные банки беспардонно заливали мировую экономику деньгами, делая то же, что в своё время ростовщики, когда пугали народ, толкая его к революционным переворотам. 

Мощный поток «лёгких» денег, выпускаемых в рамках программ «количественных смягчений», способствовал повышению цен на различные активы (показатель - капитализация компаний) и недвижимость, но даже в самой малой мере не помог оживлению реального сектора экономики. Сначала негативное влияние «легких» денег проявилось на экономиках стран периферии мирового капитализма, сейчас оно стало сказываться и на странах «золотого миллиарда». 

Федеральная резервная система США заявила, что еще в 2014 году завершила программу скупки бондов и обещала, что не позднее июня 2015 года поднимет процентные ставки с нулевого уровня. Если ориентироваться на рынок производных финансовых инструментов, то большинство его игроков сделали ставки на повышение учетного процента ФРС в марте 2016 года. Однако хочу обратить внимание на то, что игроки на рынке деривативов уже не раз ошибались в своём оптимизме, принимая желаемое за действительное. Лично у меня нет никаких оснований верить в предстоящее мартовское повышение процентных ставок. Скорее я поверю тем финансовым экспертам и аналитикам, которые говорят о том, что учетная ставка ФРС может стать отрицательной. К этому, между прочим, осторожно склоняют руководители некоторых федеральных резервных банков США (в ФРС входят 12 федеральных резервных банков; крупнейшим из них является ФРБ Нью-Йорка). Отрицательные ставки по пассивным операциям центральных банков в Западной Европе уже стали реальностью. В частности, ЕЦБ еще в прошлом году установил отрицательный процент по своим депозитам. 

Если ФРС США публично заявила о завершении своей программы количественных смягчений (КС), то Банк Англии оттягивает такой шаг, а ЕЦБ собирается даже начать новый раунд КС. Что касается Банка Японии, то он фактически живет в условиях количественных смягчений с 2001 года при нулевых ставках по пассивным операциям и символических учетных ставках по активным операциям. Это его modus vivendi. 

Хотя Китай не объявлял о количественных смягчениях, там также происходят процессы, аналогичные тем, какие наблюдаются во всем мире. Экономика переполнена деньгами, которые туда вкачивали как официальные банки, так и компании теневого банкинга. По оценкам МВФ, избыток кредитования в странах с «растущими рынками» (emerging market economies) составляет 3 трлн. долл., что примерно равно 15% их совокупного ВВП. Это гигантский «кредитный пузырь», который легко может спровоцировать финансово-экономический кризис сначала на периферии мирового капитализма, а затем и в странах «золотого миллиарда». 

В докладе G30 записано: «Центральные банки описали свои действия как «покупку времени» для правительств с тем, чтобы они окончательно преодолели кризис…Однако время идет, а покупки (бондов – В.К.) имеют свою цену». Ценой такой покупки станет мировой кризис.

Можно ожидать, что в ближайшее время СМИ, подконтрольные хозяевам денег, то есть главным акционерам частной Федеральной резервной системы, резко активизируют критику государственной экономической политики в целом ряде стран. Причина проста: хозяева денег, которым принадлежат печатные станки центральных банков, будут стремиться переложить вину за приближающийся новый мировой финансовый кризис с себя на правительства, а главное - удержать за собой контроль над денежными печатными станками.