Эво Моралес как лидер сопротивления неолиберализму в Латинской Америке

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В январе Эво Моралес, первый президент-индеец в истории Боливии, отметил десятилетие пребывания на своём посту традиционным ритуалом в историческом комплексе Тиуанако. Церемония началась с восходом солнца в присутствии сотен гостей, среди которых были члены правительства, представители коренных народов, общественных организаций, посольств и иностранных делегаций. Облачённый в наряд индейского вождя Моралес принёс жертвенные дары Матери-земле (Пачамаме), просил не оставлять его без поддержки на путях многотрудной борьбы за счастливое будущее страны и всей Большой родины – Латинской Америки. 

Моралес трижды побеждал на выборах – в 2005-м (по старой конституции), в 2009-м и 2014 г.). Поскольку новый Основной закон позволяет занимать пост главы государства только два срока подряд, в сентябре 2015 года парламент Боливии одобрил законопроект о внесении в конституцию поправок, допускающих дальнейшие переизбрания. Вопрос об окончательном утверждении законопроекта будет вынесен на общенациональный референдум 21 февраля. Все прочие проблемы временно отодвинуты в сторону: в эпицентре политической борьбы – всё, что связано с референдумом. Для Моралеса победа на референдуме равнозначна выдвижению на роль континентального лидера, возглавляющего борьбу с неолиберализмом. В условиях, когда прогрессивные режимы в Латинской Америке ведут упорные оборонительные бои, сопротивляясь комбинированным атакам США, олигархических кругов и мощных пятых колонн, решимость Моралеса оказывает мобилизующее воздействие на всех потенциальных союзников. 

Левая политическая партия «Движение к социализму», выдвиженцем которой является Эво Моралес, ведёт серьёзную работу в поддержку законопроекта. Опросы показывают, что 68 % боливийцев положительно оценивают правление Моралеса. Что касается реформы конституции, то на начало января против неё высказалось 53 % населения. В интервью, опубликованном интернет-изданием Portal Alba, президент так обрисовал ситуацию: «Я никогда не верил в опросы. В 2005 году, когда шла борьба за президентский пост, все опросы показывали, что я выиграю с 32 % голосов, а их было 54 %. В 2009 году говорили, что выиграю с 48 %, а голосов было подано 62 %. Вот и в последних опросах есть явные противоречия. Мы уверены, что победим, потому что хотим получить ещё один дополнительный срок, чтобы продолжить реализацию патриотической программы. Поэтому самое лучшее – обратиться к народу: если народ меня хочет на этом посту, я продолжаю работу, если нет, мы с уважением отнесёмся к его выбору. Это самое демократичное решение». 

Эво Моралес пользуется любой возможностью, чтобы напомнить соотечественникам о необходимости углубления образовательной и культурной революции, дальнейшего развития производства, здравоохранения, бережного отношения к преобразованию окружающего мира. Не забывает он о выдвижении масштабных задач по индустриализации страны, сокращению импорта тех товаров, выпуск которых можно наладить на национальной производственной базе. В стране и во всей Латинской Америке, убеждён Моралес, пора положить конец столетиям ненависти, расизма, дискриминации и индивидуализма. Боливия должна найти своё законное место в мире, полностью покончив с инерцией исторической неполноценности, которая досталась от предшественников Моралеса - либеральных правительств Санчеса де Лосады, Кироги Рамиреса, Карлоса Диего Месы, Эдуардо Родригеса. 

В ходе недавней встречи с представителями социальных движений в Ла-Пасе Эво Моралес призвал «не допустить возвращения правых сил в Латинскую Америку»: «Наша обязанность бороться с ними с помощью большей организованности и сплочённости». Он указал на необходимость поддержки Венесуэлы, Эквадора и Бразилии, руководство которых «защищает, уважает и гарантирует социальные права народов Большой родины». Моралес напомнил, что в трудное время правительства этих стран проявили солидарность с Боливией. «По этой причине, - сказал он, - мы не можем оставить без поддержки ни Лулу да Силва, ни Дилму Руссефф, ни Рафаэля Корреа, ни тем более Николаса Мадуро. Мы обязаны защитить наших лидеров. Борьба будет продолжаться, пока существует империя и капитализм. И сколько бы ни было президентов-антиимпериалистов, это остаётся нашей обязанностью, социальные движения должны быть соответствующим образом ориентированы». 

Агентство Prensa Latina предало гласности документ для служебного пользования, который был подготовлен контролируемым из Вашингтона Межамериканским институтом демократии (Instituto Interamericano para la Democracia) под заглавием «Стратегический план для Боливии» и содержит расписанную по этапам хронограмму подрывной работы по дестабилизации правительства Эво Моралеса в преддверии референдума. Среди составителей значатся Карлос Санчес Берсаин (Carlos Sánchez Berzaín), боливийский ультраправый политик, нашедший убежище в США в 2003 году после соучастия в кровавой расправе над манифестантами в Ла-Пасе, а также кубинские контрас Альберто Монтанер (Alberto Montaner) и Альберто Вальядарес (Alberto Valladares). В «Плане» говорится, что он согласован с боливийскими оппозиционерами и принят ими как руководство к действию. 

В документе нет прямого указания на «цветные революции» в других странах, но подтекст именно таков: режим Эво Моралеса в Боливии должен прекратить своё существование. Для этого предлагается всячески поощрять недовольство людей инфляцией, удорожанием продуктов, жилья и т.д. И всё это вопреки реальным достижениям Боливии при Моралесе: страна может гордиться самым высоким экономическим ростом в Южной Америке, сокращением показателей нищеты до минимума, победой над голодом и эпидемиями, доступным образованием. Всё это игнорируется «Планом». Зато рекомендуется уделять внимание «разоблачению коррупции» в правительственных структурах и в правящей партии с учётом эффективного воздействия такой информации на людей. Так, о президенте сейчас бурно распространяется «новость» по поводу его банковских счетов, якобы выросших за последние годы на 220 с лишним процентов. При этом никто не говорит, что по собственной инициативе Моралеса его президентскую зарплату урезали на треть и она ненамного превышает 2 тыс. долларов. Среди латиноамериканских президентов Эво Моралес - наименее оплачиваемый! 

К целеуказаниям «Плана» относится также компрометация работы государственных предприятий, особенно в энергетике и в области добычи и сбыта минеральных ресурсов. Ставятся под сомнение «адекватность» китайских, российских, кубинских и венесуэльских торговых партнёров, проводится идея «перспективности» возрождения торгово-экономических связей с представителями США, но с условием восстановления полноценных дипломатических отношений с Соединёнными Штатами.

Свидетельством подлинных намерений авторов «Плана» является тезис о необходимости налаживания контактов с военными, находящимися как на действительной службе, так и в отставке. Требование к этим кадрам - сопротивление правительству Эво Моралеса, они должны быть готовы для использования «в условиях кризиса и внутреннего социального конфликта, чтобы возглавить восстание против режима или по меньшей мере оказать поддержку иностранному вмешательству либо гражданскому восстанию». 

Упомянутый выше Альберто Монтанер, сотрудничество которого с ЦРУ является секретом Полишинеля, заговорил о «латиноамериканской весне», о приближении на континенте «цветной революции». Это не может не вызывать серьёзной озабоченности Эво Моралеса, Рафаэля Корреа, Даниэля Ортеги, Рауля Кастро и других политиков, которых обычно называют «популистами». Какая страна на прицеле? По данным Монтанера (газета El Pais, 02.10.15), их несколько. «Нынешняя весна» может затронуть Эво Моралеса в Боливии, эквадорского президента Корреа, сандиниста Даниэля Ортегу в Никарагуа. Не останется в стороне Куба. Монтанер упомянул в связи с этим теорию домино: «...когда какое-либо изменение в одной стране влечёт за собой изменения в других странах, аналогично тому, как падают косточки домино, выстроенные в ряд». В подтверждение того, что теория домино в Латинской Америке работает, Монтанер упомянул о победе оппозиции на парламентских выборах в Венесуэле (6 декабря) и о Маурисио Макри, который на президентских выборах в Аргентине «разгромил» противника от правящей левой перонистской партии Даниэля Сциоли (Daniel Scioli). 

Монтанер обрушивается на «язвы популизма»: «Основой «латиноамериканской весны» является неприятие коррупции. Другая характерная черта [«весны»] — отход от популизма. В Латинской Америке популистские идеи стали благодатной почвой для расцвета беззакония, «распиливания» бюджета, кумовства, коррупции, антиамериканизма и антизападничества. Все это в конечном счёте ведет к экономической разрухе и катастрофе, которые впоследствии приходится болезненно исправлять. Латинская Америка устала от пустых разговоров Форума Сан-Пауло, разрушительного безумия социализма XXI века, культа Боливарианского альянса для народов нашей Америки (АЛБА), созданного по инициативе Уго Чавеса и финансируемого за счёт венесуэльских нефтедолларов».

О том, как неолибералы «исправляют ошибки» популистов, свидетельствуют действия Маурисио Макри в Аргентине: массовые увольнения на предприятиях и в государственных структурах, раскручивание спирали репрессий против недовольных, появление первых политических заключённых, демонтаж учреждений, занимающихся социальной работой. И при этом - переориентация на США, на подрыв латиноамериканских интеграционных процессов. 

О расстановке сил в регионе можно будет судить по форуму Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Celac), который пройдёт в Эквадоре 27-28 января. Около 20 президентов уже подтвердили своё участие, однако Маурисио Макри «по рекомендации врачей» в Ла-Пас не поедет, хотя на форуме в Давосе он побывал. Эво Моралес в Эквадоре обязательно будет: ему и его партнёрам по боливарианскому проекту есть о чём тревожиться и что защищать.