Курс США на смену режима в Иране шансов не имеет

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Президенты России, Турции и Ирана обсудили 22 ноября пути содействия мирному урегулированию в Сирии, включая возвращение беженцев, гуманитарную помощь и обмен заключенными. И в это же самое время представители терпящих поражение сирийских оппозиционных группировок встретились в Саудовской Аравии, чтобы договориться о едином фронте на переговорах в Женеве, начало очередного раунда которых намечено на 27 ноября. Если на трёхсторонней встрече в Сочи искали ответ на вопрос, как положить конец войне, то в Эр-Рияде разношёрстная оппозиция рассматривала варианты смещения законного правительства. 

The Washington Post пишет, что будущее Сирии в значительной степени определяется сейчас без заметного вклада Вашингтона, и это показывает, «насколько быстро американская мышца слабеет». Похоже, в администрации Трампа просто не знают, как остановить пошедший не по американскому сценарию процесс урегулирования в Сирии. Чёткость есть лишь в определении противников США, среди которых наряду с Россией всё время упоминается Иран. 

Группа американских законодателей направила 14 ноября госсекретарю Рексу Тиллерсону письмо с запросом сделать доклад Конгрессу о стратегии Белого дома в отношении роли Ирана в Сирии. Письмо подписали 43 конгрессмена обеих партий. «Мы призываем вас представить Конгрессу стратегию по Сирии, которая будет содержать ответ на вопрос о том, как США планируют не дать Ирану получить постоянный плацдарм у порога Израиля и Иордании и заблокировать иранские военные поставки движению "Хезболла"», – говорится в письме. По мнению конгрессменов, Тегеран придерживается стратегии формирования сплошной зоны влияния от Ирана через Ирак к Сирии и Ливану, что свяжет его с базирующимся в Ливане шиитским движением «Хезболла» и «даст Ирану возможность проецировать власть от Персидского залива до Средиземного моря», – утверждается в письме конгрессменов Тиллерсону.

Сможет ли госсекретарь в ответе Конгрессу добавить что-то новое к тому, что он уже сказал в июне этого года? Тогда он признал, что стратегия администрации в отношении Тегерана находится на стадии разработки. Упоминались также введение дополнительных антииранских санкций, более строгий мониторинг иранской ядерной деятельности и поддержка тех элементов внутри Ирана, которые могут помочь в смене правительства. «Как мы знаем, эти элементы, конечно, есть», – заметил Тиллерсон. 

Госсекретарь стал первым американским официальным лицом, который публично выступил в поддержку смены режима в Иране. Это отказ от выполнения обещания Обамы, который в выступлении на Генеральной Ассамблее ООН в 2013 году заверил, что США не будут стремиться к насильственному изменению режима в Иране. 

И в то же время политика США в отношении Ирана не работает. С момента создания Исламской Республики в 1979 году все американские президенты рассматривали Иран как стратегическую угрозу первого уровня, никогда не исключая военное вмешательство по образцу того, как это было сделано в начале 2000-х годов в Афганистане и Ираке. Однако и там, и там американцы столкнулись с проблемами, которые не могут решить до сих пор. Говорить о смене режима легче, чем успешно его сменить. 

Тем не менее Трампа к этому подталкивают. Изменить поведение Ирана и в конечном счёте иранский режим предлагает директор ЦРУ Майк Помпео. С этим же призывом к администрации обращается сенатор Том Коттон, имеющий поддержку по данному вопросу в Конгрессе. Есть и определённое воздействие на президента США со стороны ближневосточных союзников – Израиля и Саудовской Аравии. Однако все признают, что простого и, главное, безопасного способа свержения иранского режима не существует. Поэтому рассматривается вариант внутренней дестабилизации с использованием местных противников исламского режима.

В Иране, действительно, есть часть населения, недовольная вмешательством властей в личную жизнь, выступающая за расширение индивидуальных прав, за улучшение экономических условий, отмену некоторых норм исламского регулирования образа жизни. Именно эти иранцы на выборах президента в мае 2017 года поддержали переизбрание Хасана Роухани. Иранский режим сознаёт эти настроения и не идёт на обострение, вырабатывая меры обеспечения стабильности. 

Здесь наиболее «перспективными» с точки зрения планов США представляются оппозиционные силы среди национальных меньшинств в Иране (азербайджанцы, курды, белуджи, арабы и другие). На них делается ставка. В Германии 18 ноября состоялась Первая конференция Совета демократии Ирана (DCI). Это мероприятие поспешили назвать  «уникальным историческим моментом». Создать коалицию договорились десять партий, представляющих в Иране различные национально-этнические общности. Новый альянс намерен искать пути политического перехода в Иране, но на роль «широкомасштабного массового социального движения», охватывающего всю страну, националисты из меньшинств с их проамериканской позицией не подходят. Возможность получения ими широкой поддержки в Иране ничтожно мала.

Под покровительством Вашингтона находится ещё Организация моджахедов иранского народа (ОМИН), остатки боевых сил которой американцы эвакуировали из Ирака и разместили в странах Европы. Для чего непонятно, так как эта террористическая группировка, виновная в гибели сотен иранцев и воевавшая на стороне Саддама Хуссейна в годы ирано-иракской войны, ни малейших шансов в Иране не имеет. 

Наконец, не стоит забывать, что иранцы видят в Америке главного виновника страшных потрясений, выпавших на долю Сирии, где попытка смены режима привела к многолетней гражданской войне. Если иранскому режиму предстоит в будущем измениться, это станет только результатом внутренних социально-политических процессов, а не американского вмешательства. 

Фото: express.co.uk