Введение президентом США Дональдом Трампом импортных пошлин на поставки в страну стали и алюминия меняют характер отношений Вашингтона с его ближайшими союзниками и внешнеторговыми партнёрами в целом.

Новая тарифная политика США и интересы России

Пошлины на ввоз в США металлов в конечном итоге оплатят американские потребители

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Начало

Введение президентом США Дональдом Трампом импортных пошлин на поставки в страну стали и алюминия меняют характер отношений Вашингтона с его ближайшими союзниками и вообще внешнеторговыми партнёрами. Многие из американских союзников пытаются договориться об отсрочках для себя или об исключении из чёрного списка, что, в свою очередь, порождает новые проблемы.

Раздаётся критика Вашингтона. «Если вы начинаете идти на уступки по третьим вопросам, вы поддаётесь на шантаж. Я бы на такое не пошёл», – подчёркивает директор исследовательской организации Bruegel в Брюсселе Гюнтрам Фольф. «Очевидно, ожесточённая торговая война нанесёт ущерб рынку сырьевых товаров», – предупреждает менеджер компании UBS Group Доминик Шиндлер: в итоге мировой экономический рост может не дотянуть в этом году до 4,1%, на что все рассчитывали.

Аналогичное мнение высказывает глава Международного валютного фонда Кристин Лагард: «Эти меры приведут к значительному замедлению глобального роста экономики и торговли», а в результате торговых войн «проиграют обе стороны». Планы президента Трампа «нанесут ущерб не только другим странам, но и самой американской экономике, в том числе её обрабатывающему и строительному секторам, которые являются крупнейшими потребителями алюминия и стали», – уточнил позицию Лагард официальный представитель МВФ Джерри Райс.

Генеральный директор Всемирной торговой организации (ВТО) Роберто Азеведо видит серьёзную угрозу в увеличении рисков разрастания торговых барьеров по всему миру. «Как только мы вступим на этот путь, будет сложно изменить направление. Применение принципа «око за око» ввергнет мировую экономику в глубокую рецессию», – утверждает Роберто Азеведо. О том же предупреждает генеральный директор Европейской ассоциации стали Аксель Эггерт: «Это противостояние, – говорит он, – может уничтожить ВТО… Планы Трампа направлены на поддержку нерентабельной американской промышленности».

Россия, в отличие от Европы, находится, в принципе, в иной ситуации. Перед ней действия администрации Трампа объективно открывают определённые «окна возможностей» для более эффективного использования меняющейся в мировой торговле обстановки в своих интересах. Конечно, российские производители столкнутся с новыми трудностями, но одновременно для них возникает возможность выгодных манёвров – как с точки зрения выхода на новые зарубежные рынки, так и в плане переключения большего внимания на нужды российских производителей и потребителей в контексте импортозамещения. 

«Президент [США], похоже, создает двухуровневый рынок металлов», – отмечается в аналитическом обзоре, который подготовили в банке Goldman Sachs. – В экономическом плане двухуровневый рынок в итоге навредит перерабатывающим отраслям США, которые являются потребителями этих металлов, поскольку ставит в неравные условия отрасли американской промышленности, которым придется иметь дело с более высокими ценами на металлы». Нетто-потребители стали и алюминия в США сейчас столкнутся с более высокими издержками по сравнению со своими международными конкурентами, особенно в условиях недостаточного предложения на рынке труда и роста зарплат, считает Goldman Sachs. По мнению экспертов этого банка, новые тарифы смогут в итоге поддержать инвестиции небольшой группы производителей, тогда как остальной сектор окажется проигравшим: «Импортные пошлины делают США менее конкурентоспособными, повышая цены на сырьё. Введение тарифов на ввоз всей стали и алюминия сильнее скажется на экономике Канады, Мексики и ЕС, при этом по иронии судьбы для Китая и России экономические последствия будут легче».

Действительно, объёмы экспорта в США российских производителей стали являются относительно небольшими. По данным Федеральной таможенной службы, в 2017 году Россия поставила в США 4,1 млн тонн стальной продукции на общую сумму 1,6 млрд долларов, в том числе полуфабрикаты (слябы), что составляет менее 10% совокупного экспорта из России в США. Поэтому краткосрочный эффект от новых мер в области американской тарифной политики для российских сталелитейщиков будет ограниченным, а для компании UC Rusal вообще не станет проблемой, поскольку компания сможет переориентировать поставки на другие рынки, считают аналитики компании BCS Global Markets.

В настоящее время среди российских металлургических компаний производственные активы в США имеют, в частности, Трубная металлургическая компания (ТМК) и Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК). При этом ТМК ожидает положительный эффект для своего американского подразделения IPSCO в случае введения в США ограничений на ввоз стали, поскольку такие меры приведут к росту внутренних цен на трубы, говорится в сообщении пресс-службы компании: «Ожидается еще больший положительный эффект для IPSCO, так как основной бизнес компании – это производство бесшовных труб, цена на которые поднимется в результате введения ограничений импорта. А поскольку бесшовная труба производится из металлолома, импорт которого не ограничивается, то роста цен на входящее сырье в данном случае не ожидается».

После введения администрацией Дональда Трампа заградительных пошлин на металл российские производители получат толчок активнее осваивать другие регионы, говорит директор по металлургии и горной добыче в компании Prosperity Capital Николай Сосновский. Согласно его оценке, хорошие возможности предоставляют для российских компаний рынки Азии, Африки и Латинской Америки. О том, что поставки в США будет легко перенаправить в другие страны, говорят и в компании «Северсталь»: в 2017 году на американский рынок у неё пришлось лишь менее 2% совокупной выручки. Для компании UC Rusal американский рынок имеет большее значение (в 2017 году свыше 10% выручки – 1,4 млрд долларов). Однако и там не склонны драматизировать ситуацию, подчёркивая, что пошлины в конечном итоге оплатят американские потребители.