Боевики террористических группировок перебрасываются к границам Центральной Азии.

США перебрасывают боевиков из Сирии и Ирака в Афганистан

Перенос очагов террора с Ближнего Востока в Афганистан происходит быстрыми темпами

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Активизация запрещённого в России «Исламского государства» (ИГ) в Афганистане вызывает всё большую тревогу. 20 июля об обеспокоенности этим фактором российской стороны заявил посол России в Кабуле Александр Мантыцкий. Происходит «переток» боевиков из Сирии и Ирака, и обеспечивают этот «переток» США. Упомянутые А. Мантыцким «неопознанные вертолёты», которые перевозят боевиков ИГ, могут принадлежать только американцам.

Существуют разные оценки численности боевиков ИГ, сконцентрированных сейчас в северных провинциях Афганистана. Разные источники называют цифру от 1,5 до 10 тыс. человек. По мнению директора Региональной антитеррористической структуры ШОС Евгения Сысоева, численность боевиков ИГ на севере Афганистана составляет около 3 тыс. человек. В мае секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев на встрече секретарей Советов безопасности ОДКБ в Астане оценил численность боевиков на севере Афганистана в 15-20 тыс. человек. Из них 7 тыс. базируются на границе с Таджикистаном. Скорее всего, эта цифра включает как боевиков «Исламского государства», так и враждующего с ним «Талибана».

В то же время эксперт российского Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко считает, что точной численности членов ИГИЛ в Афганистане не знает никто. В любом случае это крупная террористическая сила, сосредоточенная в геополитически одном из самых чувствительных районов мира. И если эта сила здесь сосредоточена, значит она обязательно будет приведена в действие.

Косвенно это подтверждают и попытки официальных американских представителей отрицать обвинения в том, что США поддерживают ИГ. В мае представитель пресс-службы Пентагона подполковник Кон Фолкнер в ответ на упрёки (довольно мягкие) российских дипломатов заявил, что Москва ищет любой способ «вбить клин» между США и странами Центральной Азии, где ИГ, мол, никаких агрессивных планов не вынашивает. Сама же Россия, по словам Кона Фолкнера, предпринимает недостаточные усилия для борьбы с терроризмом.

В содействии «Исламскому государству» на территории Афганистана американцев обвиняет, однако, не только Россия. 6 мая помощник верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи генерал-майор Яхья Рахим Сафави также заявил, что США перебрасывают боевиков ИГ в Афганистан. «Сегодня у нас, – сказал генерал Сафави, – есть этому доказательства». Ранее о том же говорили начальник Генерального штаба Вооружённых сил Ирана генерал-майор Мохаммад Бакери и бывший министр обороны Ирана Ахмад Вахид.

Опасность со стороны афганского ИГ начинают признавать и в бывших советских государствах Средней Азии (чего раньше не наблюдалось). Так, 28 мая в ходе заседания контактной группы «ШОС – Афганистан» на уровне заместителей министров иностранных дел Киргизия выразила обеспокоенность по поводу активизации террористических групп на территории Афганистана. В памяти жителей республики ещё свежи события «Баткенской войны» 1999-2000 гг., когда боевики «Исламского движения Узбекистана» два года подряд практически безнаказанно действовали в труднодоступных районах Киргизии. Разгромить их тогда удалось с очень большим трудом.

19 июня секретарь Совета безопасности Киргизии Дамир Сагынбаев на заседании форума «Антитеррористическая борьба государств ЕАЭС: совместный опыт, реалии и перспективы» констатировал, что в настоящее время наблюдается быстрый перенос очагов террора с Ближнего Востока в Афганистан в больших масштабах. По мнению ведущего научного сотрудника Института изучения Азии и Европы Академии наук Таджикистана Абдугани Мамадазимова, после баткенских событий 1999-2000-х годов в обществе сложилось устойчивое мнение, что существует угроза прохода боевиков из Афганистана через труднодоступные горные территории Киргизии. «Есть… данные, что некоторые селения, граничащие с Туркменистаном, уже находятся в руках ИГ. Это говорит о том, что в очередной раз бассейн рек Пяндж и Амударьи, где проходит разрез между светской Центральной Азией и исламистским Афганистаном, становится краеугольным камнем", – сказал Мамадазимов. Вместе с тем нельзя не отметить, что вооружённые силы Киргизии и Таджикистана в последние годы серьёзно модернизированы с помощью России, в обеих республиках расположены российские военные базы.

Казахстанский политолог Айдос Сарым тоже считает угрозу со стороны «спящих» ячеек исламистов в регионе реальной, о чём свидетельствует печальный опыт самого Казахстана, пережившего на рубеже нулевых и десятых годов целую серию терактов. Такого же мнения придерживается бывший зампредседателя ГКНБ Киргизии Артур Медетбеков. Переброска небольших групп экстремистов из Афганистана на север – дело несложное. Фактически эти группы уже находятся в Киргизии. Власти республики, по словам Медетбекова, совершили большую ошибку, открыв в начале 1990-х гг. двери для иностранных исламских проповедников и не взяв ситуацию под должный контроль. Сейчас даже трудно сказать, сколько «спящих» ячеек исламистов укоренились в Киргизии.

По мнению многих среднеазиатских экспертов, эффективным заслоном против афганского ИГ может стать «Талибан», который воюет не под чёрным, а под зелёным знаменем, ориентирован на внутренние афганские проблемы и не имеет планов экспансии на север.