Дальний Восток

Российская экономика – Восточная Азия ближе Евросоюза

РФ и процесс подъёма Азии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Выступая 14 апреля на XXVII Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике, министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил: «Теперь уже не страны ЕС, а Китай, страны СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и БРИКС – наши главные торговые партнёры. По данным Федеральной таможенной службы России за 2013-2018 гг., европейская доля в товарообороте снизилась с 49,4% до 42,7%, а доля СНГ, Китая, других стран АТР и БРИКС выросла с 40,2% до 45,2%. Это – ответ пессимистам, не верившим в нашу способность быстро перестроиться и включиться выгодным для нас образом в процесс подъёма Азии».

Стратегический разворот российской экономики на Восток – на сегодняшний день устоявшаяся тенденция. Это особенно касается Восточной и Юго-Восточной Азии. 

Помимо Китая, десять стран региона (Сингапур, Бруней, Лаос, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Камбоджа, Индонезия, Таиланд, Мьянма) объединены в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и совокупно являются седьмой по величине экономикой мира с общим ВВП $2,4 трлн. Ожидается, что к 2050 г. десятка стран АСЕАН станет четвёртой экономикой мира. 

Введя в 2014 г. санкции против России, Европейский союз добровольно вычеркнул себя из списка приоритетных для российской стороны направлений экономического сотрудничества. Препоны, возведённые Брюсселем на пути экспорта российской продукции в Европу, заставили российских производителей переключиться на Азию. 

Так, ежегодные потребности ЮВА в зерне составляют 38 млн. тонн. 96% всего экспорта зерновой продукции в ЮВА поглощают три страны – Индонезия, Таиланд, Вьетнам. До 2017 года сельскохозяйственная продукция из РФ в Таиланд, Вьетнам, а также на Филиппины не экспортировалась вообще. В 2017 году при содействии Россельхознадзора были достигнуты договорённости о поставках в эти три страны российской пшеницы, кукурузы и продуктов их переработки. В 2016-2017 гг. туда было экспортировано более 190 тыс. т пшеницы. 

Ведущим партнёром России в Азии был и остаётся Китай. Эта страна закупила 0,8 млн. т российской сои при суммарном объёме экспорта сои из РФ 0,9 млн. т. В прошлом году Россия собрала рекордный урожай сои – 4 млн. т. Китайский рынок сои является крупнейшим в мире. Ежегодно Китаю требуются более 90 млн. тонн этой культуры. 

Расширение поставок соевых бобов в КНР даёт дополнительный импульс развитию сельского хозяйства на Дальнем Востоке, откуда в Китай и поставляется большинство сои. В перспективе среднегодовые объёмы поставок российской сои в КНР могут достичь 1 млн. тонн и привлечь иностранные инвестиции.

Руководитель внешнеполитического ведомства Китая Ван И в марте сего года охарактеризовал нынешние российско-китайские отношения как образцовые. Ранее Ван И подчёркивал: «Мы полностью уверены в отношениях с Россией. Это стратегическое решение обеих сторон на основе фундаментальных интересов»

Товарооборот между Российской Федерацией и КНР в 2018 году перешагнул рубеж в 100 миллиардов долларов, достиг $108,3 млрд., увеличившись за год на 24,5%. Экспорт из Китая в Россию вырос до $43,45 млрд., китайский импорт из России – до $53,78. В Министерстве торговли Китая назвали этот показатель историческим рекордом, указывая на Россию как на лидера в динамике роста товарооборота КНР. К 2020 году планируется довести российско-китайский товарооборот до $200 млрд., а объём китайских инвестиций в экономику России – до $12 млрд. 

Активизируются российско-китайские контакты на уровне муниципальных образований. Учреждено 234 деловых партнёрских пары, из них 91 – на уровне провинций и субъектов федерации, 143 – на уровне муниципалитетов. 51 субъект Российской Федерации связан с регионами Китая соглашениями о сотрудничестве. 

В 2018 г. рост товарооборота у России зафиксирован и со многими странами Юго-Восточной Азии. С Таиландом – на 17% (общий уровень товарооборота более $2,6 млрд.), с Вьетнамом – на 16,35% (более $6 млрд.), с Камбоджей – более чем на 26% ($153,7 млн.), с Малайзией – на 26,35% (почти $2,8 млрд.), с Южной Кореей – на 28,8% ($24,8 млрд.). Выросла торговля и со странами Южной Азии: с Индией – на 17,3% (более $10,9 млрд.), с Пакистаном – на 35,37% ($732,4 млн.)

Фиксировался и рост товарооборота России с некоторыми странами Европы (со Швецией – на 32,6%, с Францией – на 17,9%), но суммарно показатели этой торговли не превышают объёмов торговли со странами Азии. Польские, бельгийские, нидерландские, греческие, испанские фрукты и овощи, рыбную продукцию из Прибалтики на российском рынке с успехом заменили урожаем и уловом из Таиланда, Вьетнама, Китая, Малайзии, Индии. Американскую и европейскую электронику, в том числе для промышленности – китайскими, южнокорейскими, сингапурскими аналогами.

Активизация экономических контактов со странами Восточной Азии позволила России смягчить последствия экономических санкций Запада. Аналитики Bloomberg оценивают общие потери России от санкций в $150 млрд. Чтобы в будущем сполна использовать экономический потенциал динамичных азиатских экономик, России необходимо откорректировать экспортную товарную номенклатуру, заменив экспорт необработанного сырья экспортом, прежде всего, высокотехнологической продукции и продукции вторичной обработки. Здесь ещё предстоит очень много работы. Так, машиностроение в структуре российского экспорта в Китай составляет всего 7%, а сельскохозяйственная продукция, даже несмотря на рост поставок, и того меньше. Такое положение необходимо исправлять.