«Северный поток – 2»: катастрофы нет, но резко обозначились проблемы

«Северный поток – 2»: катастрофы нет, но резко обозначились проблемы

Чувствительные вопросы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Американские санкции, остановившие строительство «Северного потока – 2» на финише, вызвали шквал комментариев и прогнозов в СМИ.

Самое обескураживающее сообщение сделал глава Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, заявивший, что у России нет судов-трубоукладчиков, готовых завершить строительство газопровода. Для создания современного отечественного трубоукладчика потребуется 1,5-2 года на проектирование и ещё 3-4 года – на строительство судна. Итого от четырёх с половиной до шести лет. Рахманов отметил, что проект такого рода в России будет (если будет) осуществляться «с нуля». И это проблема № 1.

Трубоукладочное судно «Фортуна»

Трубоукладочное судно «Фортуна»

Появился прогноз американского агентства S&P Global Platts Analytics. По данным агентства, российское трубоукладочное судно «Фортуна», находящееся в порту Мукран на севере Германии, не сможет вести работу в территориальных водах Дании, т. к. не оснащено системой динамического позиционирования, которая в автоматическом режиме позволяет удерживаться в заданной позиции с помощью двигателей и подруливающих устройств. «Фортуна» является якорной баржей с 12-точечной системой позиционирования. К тому же, по оценке S&P Global Platts Analytics, оснащение судна не позволяет ему прокладывать трубы со скоростью более 1 км в сутки (суда, принадлежащие компании Allseas, укладывали трубы со скоростью 5 км в сутки). Какая-никакая – тоже проблема.

Трубоукладочное судно «Академик Черский»

Трубоукладочное судно «Академик Черский»

Ещё одним претендентом на завершение работ на датском участке газопровода могло бы стать трубоукладочное судно «Академик Черский», оснащённое системой динамического позиционирования, которое сейчас находится в порту Находки. Однако «Черский» сможет прибыть к месту проведения работ (по оценке американского агентства) лишь через два месяца. Американцы не видят для «Черского» технических и юридических ограничений в возможности достроить газопровод, но подразумевают задержку на несколько месяцев.

Технические ограничения для трубоукладчиков могут касаться трёх позиций – диаметра труб, глубины укладки и навигационных условий в районе строительства. «Черский» может укладывать трубы диаметром до 60 дюймов (диаметр СП-2 – 50 дюймов); глубина моря по самой подробной из находящихся в свободном доступе карт глубин в районе Борнхольма составляет в районе укладки труб 50-100 м; самая глубокая точка 94 метра находится в стороне от трассы Северного потока – 2» (это не 2000 метров, на которых пришлось укладывать «Турецкий поток»). Наконец, шторма в закрытой Балтике не достигают силы, привычной для Тихого океана в районе Сахалина – штатного места работы «Черского».

Информация о нормативных ограничениях, введённых Данией, пока исходит почему-то из одного источника – американского агентства. Комментарии специалистов по датской нормативной базе в такой специфической сфере, как укладка морских газопроводов, отсутствуют. Рассуждая же логически, якорное позиционирование (когда судно удерживается на месте системой из 12 якорей) надёжнее динамического, с помощью двигателей и подруливающих устройств. Хочется, конечно, думать, что те, кто направили «Фортуну» в немецкие воды «подстраховать» строительство, проработали все варианты.

Глава правительства РФ Дмитрий Медведев высказывается оптимистически: «По поводу «Северного потока», я думаю, тут все понимают: мы, конечно, его достроим. И даже никаких сомнений нет, там совсем чуть-чуть осталось. У «Газпрома» есть альтернативные варианты, как это все проложить; ну немного чуть больше времени на это уйдет, ничего страшного. Это все равно месяцы – месяц туда, месяц обратно; на несколько месяцев больше. Никакой катастрофы нет, особенно в условиях, когда мы договорились с украинцами по транзиту».

Да, катастрофы действительно нет, но проблемы обозначились резко, и вряд ли стоит делать вид, что их не существует.

Координатор немецкого правительства по трансатлантическому сотрудничеству Петер Байер говорит: «Я полагаю, что во второй половине следующего года трубопровод будет готов». Вообще, немцы уязвлены действиями своего главного союзника. Правительство сразу заявило, что американские санкции против «Северного потока – 2» представляют собой «вмешательство во внутренние дела» Германии. Однако это пока лишь заявления.

Конечно, вряд ли с предстоящим (как ожидают) подписанием транзитного контракта с Украиной интерес Германии к «Северному потоку – 2» остынет. Пока Украине позволяют оставаться практически монопольным транзитёром газа в Европу, вентиль от ведущей в Германию трубы находится в американских руках. В Берлине это хорошо понимают, как понимают и то, что ключ к энергетической безопасности Европы – не в американском СПГ, а в российском трубопроводом газе.

Открыто введению американских санкций против газопровода Германия не воспротивится, ни на какие «ответные» санкции по отношению к США, разумеется, не пойдёт, но немецкое противодействие Америке усилится. По каким направлениям оно будет развиваться и что это даст «Газпрому», сейчас непонятно. Нужно время, чтобы причины и последствия того, что произошло со строительством «Северного потока – 2», прорисовались вполне и окончательно.

Мы уже отмечали, что пакет американских санкций содержит любопытные моменты, указывающие на то, что американцы не прочь поторговаться в любимом стиле Трампа. Весьма вероятно, что такой торг уже идёт, и Германия – один из его участников.

Важный момент – неустойка, которую должна будет выплатить компания Allseas «Газпрому» в случае окончательного выхода из проекта (речь может идти о сотнях миллионов долларов). Чувствительный вопрос – оценка ущерба, который Allseas нанесла нарушением своих контрактных обязательств. И тут уж точно не стоит заявлять, что «ничего страшного… – месяц туда, месяц обратно»; такие заявления лишь помешают необходимому, видимо, «разбору полётов» и ослабят позиции российской стороны в переговорах с представителями Allseas.

Затяжка строительства газопровода будет стоить России дополнительные сотни миллионов долларов (вряд ли Allseas вернёт их в полном объёме). Оживёт украинская ГТС, которую не раз хоронили… Конечно, «на войне не без убитых», но Евгений Максимович Примаков любил в таких случаях говорить: «Зачем ты подставился?»

Фото: YouTube