Индо-Тихоокеанский регион

Китай обыгрывает США в Индо-Тихоокеанском ареале

От западного побережья Индии до западного побережья Америки

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Введённый разработчиками внешней политики США термин «Индо-Тихоокеанская стратегия» отражает желание охватить своим влиянием стратегически значимые для Китая территории и одновременно выделить возрастающую роль Индии как ключевого союзника Вашингтона в акватории Индийского и Тихого океанов.

Индо-Тихоокеанский ареал, который Вашингтон определяет как пространство «от западного побережья Индии до западного побережья США», – это зона ответственности 3-го и 7-го флотов США. Для господства над регионом обязательным условием является контроль над государствами Восточной Азии – Японией, обеими Кореями, Монголией и Китаем.

Япония и Южная Корея – союзники США. Монголия проводит политику «равноудалённости», то есть неучастия в блоках, направленных против других государств. Северная Корея придерживается антиамериканского изоляционизма, а Китай бросает Соединённым Штатам вызов в их попытках установления мирового господства.

Американская политика сдерживания Китая предполагает тесное сотрудничество с Индией – второй великой азиатской державой. К 2030 году население Индии по численности превзойдёт численность населения Китая. Средний возраст населения Индии (25 лет) моложе среднего возраста населения Китая, а темпы роста индийской экономики уже сегодня опережают темпы роста китайской.

Понимая это, Пекин сближается с Пакистаном, историческим противником Индии, и государствами Юго-Восточной Азии, (Филиппины, Мьянма и др.). Мощным фактором риска для Пекина остаётся зависимость от поставок энергоресурсов из Африки и Ближнего Востока через узкий Малаккский пролив. Через этот перешеек между материком и островами идёт до 80% всех перевозок.

Индийская стратегия «Смотри на Восток, действуй на Востоке» (Look East, Act East), направленная на сближение со странами Юго-Восточной Азии, грозит Китаю усилением контроля Индии над примыкающей к Малакке восточной частью Тихого океана. В последние годы Индия развивает военную инфраструктуру Андаманских и Никобарских островов, откуда легко контролировать узкое горлышко Малаккского пролива.

Китай планирует вложить $1,3 млрд. в строительство морского порта в мьянманском штате Ракхайн. Это даст ему прямой выход в акваторию Индийского океана и сократит маршрут поставок нефти через Индийский океан во внутренние районы Китая. Мьянма имеет морскую границу с Индией и по суше граничит с 45-миллионной китайской провинцией Юньнань, через которую пролягут железнодорожные и автомобильные артерии вглубь страны. Это поможет сбалансировать экономическое развитие имеющих выход к морю прибрежных провинций Китая с его менее развитой континентальной частью.

Пакистан граничит с Индией с противоположной от Мьянмы стороны. Китайцы инвестируют $40 млрд. в китайско-пакистанский транспортный коридор, который выходит в Индийский океан через порт Гвадар, переданным в аренду Китаю на 43 года. Исламабад утверждает, что это чисто коммерческий проект, но в Вашингтоне полагают, что, обосновавшись в Гвадаре, китайцы смогут контролировать Ормузский пролив – морской коридор шириной 39-96 километров из Персидского залива в Аравийское море, через который Китай получает ближневосточную нефть.

Протяжённость маршрута через Малакку к китайскому побережью Южно-Китайского моря – 12 тысяч километров, через Гвадар до китайского города Кашгар – всего 3 тысячи. Идя через Малакку и Южное-Китайское море, китайское танкеры вынуждены проходить возле акватории спорных Парасельских островов и островов Спратли, к которым приковано внимание США, а также Вьетнама, Японии, Малайзии, Брунея и др. Китайско-пакистанский транспортный коридор позволит этого избежать.

Китай строит порты в Бангладеш, Шри-Ланке и на Мальдивах. Индия – военно-морскую базу и взлётно-посадочную полосу на Сейшелах. Присутствие в Шри-Ланке и Бангладеш позволит Китаю подобраться к границам Индии с флангов, присутствие на Мальдивах – контролировать транзит грузов между Восточной Азией, Африкой и Европой через Индийский океан. Присутствие Индии на Сейшелах позволит контролировать побережье Восточной Африки – приоритетного направления африканской политики Пекина.

Сблизившись с Мьянмой и Пакистаном, Китай взял Индию в клещи, пользуясь своим выгодным географическим положением, отделяющим его от Индии непроходимыми горными массивами Тибета и Гималаев. Следующий шаг в стратегии Пекина по нейтрализации угроз со стороны США и их союзников – углубление отношений с Филиппинами.

Филиппины закрывают Китаю выход из Южно-Китайского моря в Тихий океан (чем они и интересны американцам), почти упираясь одной оконечностью в Индонезию, другой приближаясь к Тайваню – союзнику Вашингтона. Индонезия, в свою очередь, имеет первостепенное значение в обеспечении национальной безопасности Австралии, ещё одного партнёра Вашингтона в регионе. Над Лусонским проливом между Филиппинами и Тайванем пролегает траектория полёта китайских ракет с атомных подводных лодок, базирующихся на острове Хайнань, в сторону тихоокеанского побережья США.

Географическая изолированность Филиппин как островного государства требует для экономического развития постоянной связи с развитыми державами. И больше всех вложить в филиппинскую экономику готов Пекин. В 2016 году Пекин и Манила договорились о $24 миллиардах китайских инвестиций. Это намного больше, чем могут предложить американцы, чья помощь имеет военный уклон и не способствует оздоровлению социально-экономической ситуации на Филиппинах.

Долгое время Филиппины и Китай делят риф Скароборо в Южно-Китайском море. Здесь у Манилы был выбор – либо, заручившись поддержкой США, оппонировать Китаю под лозунгом защиты территориальной целостности, либо повысить отношения с Китаем до уровня стратегического партнёрства, сделав для Пекина ненужными территориальные споры с Филиппинами. Манила выбрала второй вариант.

В целом строительство новых баз, морских портов, заключение соглашений и меморандумов о сотрудничестве между государствами так называемого Индо-Тихоокеанского ареала говорит о том, что здесь нарастает опасность крупномасштабного военного противостояния.

Заглавное фото: indopacificsecurity.com