В Черногории не прекращаются массовые выступления против антицерковного закона

В Черногории не прекращаются массовые протесты против антицерковного закона

«Мы не испугаемся, даже если они выведут на улицы армию»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Два месяца прошло с момента принятия черногорским парламентом закона «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин». Закон дискриминирует Сербскую православную церковь (СПЦ), прихожанами которой, по оценкам, являются 62% населения Черногории. По этому закону государство может отобрать у канонической церкви её недвижимость – храмы и монастыри. Кроме того, налоговая служба предъявила черногорским епархиям СПЦ огромный счёт якобы за неуплату налогов; в случае неуплаты по счёту церкви грозят тем же – изъятием недвижимого имущества.

Правящий Черногорией почти 30 лет Мило Джуканович объявил о создании «автокефальной Черногорской православной церкви», независимой от Сербского патриарха. Казалось, Джуканович сделал в Черногории всё, что требовал от него Запад: отделил республику от Сербии, вошёл в еврозону, признал независимость Косово, ввёл черногорский язык, изменил флаг, который был похож на сербский триколор, объявил добровольное воссоединение Черногории и Сербии по итогам Первой мировой войны «сербской оккупацией», начал гонения на сторонников Сербии и России, вступил в НАТО.

Чтобы довести разрыв с Белградом до последней черты, Подгорице осталось поменять духовный склад народа. Для этого и была создана никем не признанная в православном мире, возглавляемая скандалистом-расстригой «митрополитом Михаилом» (Мирашем Дедеичем), зарегистрированная в 1990-е в полицейском участке в статусе общественной организации «Черногорская православная церковь».

Однако как раз здесь Джуканович просчитался. В этническом плане самоидентификация черногорцев выглядит мобильной: в переписи 1909 года более 94% населения княжества Черногория, желавшего воссоединения с другими сербскими землями, записались сербами; в 1948 году, после победы коммунистов в Югославии и провозглашения Милованом Джиласом курса на отдельные черногорский народ и черногорскую республику в составе СФРЮ, сербами назвались лишь около 2% населения Черногории; к моменту распада Югославии в 1991 году о себе как о сербах заявили около 10% жителей республики, а уже в 2011 году из-за политики клики Джукановича, спровоцировавшей протесты населения, сербами объявили себя около 30% жителей Черногории.

И можно смело предположить, что с начала церковных протестов количество называющих себя сербами возросло ещё больше. Раньше сербскую символику было трудно увидеть в черногорских населённых пунктах, её уничтожали, как это было с настенными граффити в Баре, за неё штрафовали, как в случае с сербской свадьбой в Колашине. А теперь черногорские власти не в силах бороться с повсеместной «триколоризацией» страны. За последние два месяца в сербские цвета окрасились стены, мосты, столбы, их несут протестующие против антицерковного закона во время литий и крестных ходов, в Херцег-Нови одна из участниц молитвенного протеста пришла на молебен в платье цветов сербского флага.

Джуканович перешёл красную черту – он посягнул на святыни сербского народа Черногории и вызвал мощный всплеск общенационального чувства протеста. В регулярных крестных ходах в Черногории участвуют сегодня десятки тысяч человек, только в столичной Подгорице у кафедрального собора Рождества Христова собираются до 60 тыс. человек – это поразительно для страны с полумиллионным населением.

До сих пор Джуканович в ответ только злился. «Если вам интересно, являются ли церковные протесты очередной попыткой уничтожения Черногории и препятствием на её пути к европейской и евроатлантической интеграции, то в этом нет никаких сомнений, – заявил он в интервью агентству Reuters. – Москва однозначно продемонстрировала свою заинтересованность в Черногории… Мы не сомневаемся, что задействованы все механизмы реализации проекта «Великая Сербия» и Черногория часть этого проекта».

Черногорский диктатор уверяет, что принятый антицерковный закон соответствует «последним мировым законодательными стандартам», но «после  принятия закона Черногория столкнулась с обвинениями одной религиозной общины (Сербской православной церкви. – Ред.) и кампанией в СМИ; при помощи искусных манипуляций нас обвиняют в намерении захватить церковную собственность».

Диктатор всё время повторяет, что «руководство Черногории не уступит давлению» и не отменит закон. Исход столкновения между народом и властью ещё не наступил, но есть косвенные свидетельства того, что Джуканович готовит провокацию и, возможно, кровавую. Недавно Управление полиции Черногории заявило, что больше не будет охранять массовые литии и крестные ходы, проводимые в Черногории епархиями СПЦ. Ранее Джуканович объявил, что «Сербская православная церковь несет ответственность за народное возмущение».

«Возможно, Мило Джуканович, – говорит один из лидеров сербской оппозиции Черногории Андрия Мандич,  – и в самом деле планирует провокацию, чтобы потом обвинить во всем Сербскую православную церковь... Мы посмотрим, как будут развиваться события и к чему приведёт отказ полиции выполнять свою работу, за которую ей платит народ. Сейчас важно не дать себя запугать и продолжить нашу мирную, достойную борьбу против антинародного закона».

Ректор Цетинской семинарии Гойко Перович предполагает иное: Джуканович боится, что полицейские могут перейти на сторону протестующих. «Мы же не испугаемся, даже если они выведут на улицы армию, – заявил Перович. – Они уже половину Черногории на улицы вывели, и в итоге солдаты станут нашими крестоходцами».

Мысль о возможности превращения солдат черногорской армии в крестоходцев распространяется всё шире.  Генштаб ВС Черногории запретил своим подчинённым принимать участие в протестах СПЦ. А инсайдерские источники сообщают, что режим, не надеясь на лояльность военнослужащих, может бросить против верующих специально привлечённые подразделения из Хорватии, Албании и Косово. После того как о возможности их использования рассказал черногорский сайт «ФОС-медиа», его главный редактор Анджела Джиканович была арестована, потом отпущена, но уволена со своего поста.

Марионеточный диктатор Джуканович напуган народным сопротивлением. Он плохо рассчитал силы, но и отступать перед волной народных протестов не может: отступление обернётся для него потерей власти. Обстановка в Черногории остаётся накалённой.  

Заглавное фото: spzh.news

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться