Курильские острова

Ни демаркация, ни делимитация границ не имеют отношения к переговорам с Японией по мирному договору

России пора чётко заявить, что «курильский вопрос» закрыт

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Поддержанное президентом РФ Владимиром Путиным предложение о внесении в Конституцию РФ поправки, запрещающей отчуждение в пользу другого государства российской территории, переполошило официальный Токио. Новое положение Основного закона России крайне затрудняет продолжение навязанных японским правительством переговоров о «возвращении северных территорий», как произвольно именуют в МИД Японии принадлежащие России южно-курильские острова.

Некоторое успокоение в Токио наступило после внесения в поправку «исключений», когда российскую границу можно изменять в процессе «делимитации, демаркации и редемаркации». Пошли публикации в японских СМИ о том, что Путин внёс-де эти допущения чуть ли не ради японцев и лично премьер-министра Японии Синдзо Абэ.

Ёсихидэ Суга

Ёсихидэ Суга

Надежды при этом возлагались на «делимитацию» границы, которая предусматривает территориальное размежевание в ходе переговоров, обычно как раз при заключении мирных договоров. Поэтому генеральный секретарь Кабинета министров Ёсихидэ Суга и министр иностранных дел Тосимицу Мотэги попытались представить дело таким образом, что якобы данная поправка к Конституции является «внутренним делом России» и к японо-российским переговорам отношения не имеет. А потому Токио намерен продолжать вести с Москвой «плотные переговоры» по «территориальному вопросу». «Правительство продолжит плотные переговоры на основе нашей базовой позиции – решение территориальной проблемы и последующее заключение мирного договора», – упорно твердит Суга.

Тосимицу Мотэги

Тосимицу Мотэги

Игнорирование японским правительством одобренной на общенародном голосовании поправки к Конституции потребовало от МИД РФ разъяснений по поводу того, применимы ли вышеупомянутые «исключения» к случаю японских притязаний на российские Курильские острова. Соответствующий запрос был сделан и в Государственной Думе России.

Официальному представителю МИД РФ Марии Захаровой было поручено прояснить без дипломатического флёра и недомолвок отношение к данному вопросу внешнеполитического ведомства и, как следует понимать, высшего руководства страны.

Цель переговоров России с Японией – подписание основополагающего документа, который по содержанию шире мирного соглашения, заявила официальный представитель МИД РФ. «Видим целью переговоров заключение такого основополагающего документа, который был бы шире просто мирного. И имеем в виду договор о мире, дружбе и добрососедстве, сотрудничестве, который стал бы прочной, современной юридической основой для вывода отношений между нашими странами на качественно новый уровень», – сказала директор департамента МИД РФ на брифинге.

По её словам, ни демаркация, ни делимитация границ не имеют никакого отношения к переговорам с Японией по мирному договору. «В диалоге с Токио мы всегда исходили из нерушимости наших границ, подчеркивали необходимость признания Японией итогов Второй мировой войны в полном объеме, включая полную принадлежность южно-курильских островов Российской Федерации. Никаких изменений нет. Мало того, никаких изменений быть не может», – заявила Мария Захарова.

Смысл заявления совершенно однозначен. Казалось, после такого разъяснения в Токио должны понять тщетность попыток использовать переговоры о «мирном договоре» для выдвижения необоснованных и незаконных территориальных притязаний к нашей стране. Однако даже прямое указание на то, что Россия требует и будет требовать впредь от японского правительства признания российского суверенитета на южно-курильских островах, в правонационалистической прессе Страны восходящего солнца пытаются исказить и приписать словам Захаровой иной смысл. А именно: выдать заявление официального представителя МИД РФ за выражение намерения Москвы отложить на некоторое время вопрос о «северных территориях», а не закрыть его раз и навсегда.

Однако в высказываниях Захаровой никакого предложения об «откладывании территориального вопроса» нет. И расчёты японской стороны на будущую «делимитацию и демаркацию» японо-российской границы на условиях Токио не имеют под собой оснований. Спекуляции на эту тему японских «специалистов по России» следовало бы прекратить.

Можно ожидать, что в год 75-летия окончания Второй мировой войны, завершившейся победой над милитаристской Японией, власти страны-победительницы вернутся к принципиальной позиции Советского Союза, отрицавшего наличие в отношениях двух государств каких бы то ни было «территориальных проблем».

В связи с этим нужно поддержать сделанное Москвой предложение японскому правительству, освободившись от порождённых политикой М. Горбачёва и Б. Ельцина иллюзий, строить отношения с Россией не на основе стремления к достижению своекорыстных целей, а на основе честного взаимовыгодного сотрудничества во всех сферах – политической, дипломатической, экономической, культурной и иных. И не тешить себя надеждами на то, что-де «ослабевшая Россия рано или поздно сама принесет Японии северные территории». Это, как гласит японская поговорка, «всё равно что хватать облака руками»…