Константин Калиновский продвигал польское влияние на Белоруссию и её народ

О социальных утопиях Константина Калиновского

Исторические параллели к сегодняшнему дню Белоруссии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Сегодня Белоруссия переживает острейший политический кризис, который назревал все последние годы. В такое сложное время в горячих спорах возникают порой самые разные фантазии общественного переустройства, напоминающие крайности и утопии прошлого. Конструирование мобилизующего массы пропагандистского проекта в таком случае предполагает обещание золотых свобод, формирование образа коллективного врага, толчок к решительным действиям…

Историческая параллель к сегодняшним дням Белоруссии – листовки под названием «Мужыцкая праўда», напечатанные на белорусском языке латинским шрифтом. В их издании принимали участие активные деятели польского восстания 1863 г. Валерий Врублевский, Феликс Рожанский, а редактирование текста производил Константин Калиновский. В конце листовок стояла подпись «Яська-господар из-под Вильно». Известны семь номеров «Мужыцкай праўды», распространявшихся в 1862‑1863 гг.

Листовки построены на резком контрасте «правды» и «обмана». С одной стороны, негативно изображаются «москали» (российские монархи, царское правительство и администрация, школа, армия). Такие действия власти, как манифест об отмене крепостного права, суды, рекрутские наборы – это сплошной обман, насилие, грабёж. «Правительство московское как тот злой пан, начиная от комиссара вплоть до тиуна, позволяет каждому народ притеснять, чтобы как можно больше денег в карман его попало», – утверждается в листовке № 4.

С другой стороны, совсем в ином свете представляются польские порядки до прихода «москалей». Здесь – только справедливость и свобода. В листовке № 2 говорится, что «немец и москаль» позарились на богатство и свободу «нашего народа», стали нападать каждый со своей стороны. Чтобы противостоять неприятелям («немцам и москалям»), «одни защищали край, ходили воевать, другие [их землю] пахали, сеяли, косили да жали. С тех пор-то и пошла эта барщина (крестьянская отработка на поле пана-шляхтича. – А.Х.). Судите сами, можно ли было сделать справедливей, чем сделал когда-то наш король польский и литовский?»

Такими фальшивыми объяснениями прикрывает «Яська из-под Вильно» то социальное зло во время польского правления, которое доводило белорусских крестьян до малоземелья и крайней нищеты. Ведь барщина развилась на белорусских и литовских землях не из-за военных нужд, а в результате экономической реформы 1557 г., известной как «Устава на волоки». Тогда помещичье хозяйство стало ориентироваться на рынок (такое хозяйство называлось «фольварок»), увеличивалась площадь запашки, крестьяне прикреплялись к земле и за пользование своим наделом обязывались обрабатывать поле господина известное число дней в неделю (от двух до четырёх и более). Чтобы снять социальное напряжение, создававшееся крепостным правом, и устранить препятствие экономическому развитию страны и была предпринята в России крестьянская реформа 1861 года, осуществление которой «Яська» всячески осуждает.

«Нам не манифестов, а свободы нужно – и свободы не такой, какую нам царь пожелает дать, а какую мы сами, мужики, между собою сделаем», – говорится в «Мужыцкай праўдзе» № 3. Что это за идеал?

«Мы сегодня все уже знаем, что человек свободный – это когда имеет кусок своей земли, за которую ни чинша, ни оброка (виды денежного и натурального налога. – А.Х.) не платит, ни барщины не служит, когда платит небольшие подати […] на нужды всего народа, когда не идёт в рекруты чёрт знает куда, а идёт защищать свой край тогда только, если подступит неприятель, когда делает всё, что ему по душе и что не обижает ближнего и славы Божией, и когда исповедует ту веру, которую исповедовали его отцы, деды и прадеды (имеется в виду уния. – А.Х.)».

В этих словах много неопределённости.

Каким должен быть этот «свой кусок земли» и как его получить? В каком размере должны платиться с него «небольшие подати»? Каким образом должна выполняться теперь воинская повинность в случае нападения неприятеля? Как будет восстанавливаться упразднённая уния, если в православие перешло всё бывшее униатское духовенство? На эти и многие другие вопросы «Мужыцкая праўда» не даёт ответов. С пропагандистской точки зрения это очень удобно: каждому импонирует «свобода, которую мы сами между собою сделаем».

Однако это всё будет решаться потом, а сейчас надо браться за оружие. «Помните, что если мужик разгуляется, то как свет широкий кровь ваша польётся!» (№ 4). «За мужицкую обиду стойте смело, все вместе, а если кто хочет обижать вас, тянуть рекрута […] – вы его бейте мужицкой рукой, и будет свобода, и рекрута не будет, и Бог вам поможет» (№ 5). То есть крестьяне должны идти «за свободу» против властей и регулярной армии с голыми руками или с вилами, топорами и косами.

Наконец, в № 7 раздаётся сигнал к выступлению. «Вышел уже польский (повстанческий. – А.Х.манифест. Земля свободно отдаётся всем мужикам, потому что это земля их дедов-прадедов, за эту землю никто не должен отрабатывать барщину и чиншей никаких платить; подушного (личного налога. – А.Х.) больше не будет, а только подымное (налог с хозяйства, недвижимости. – А.Х.), как когда-то платили; рекрутства больше не будет, а все мужики, и паны, и мещане – каждый отслужит 3 года в своём краю – и снова вольный человек. Униатские костёлы, отобранные москалями, отдаются назад униатам […]. Вот теперь сами разбирайтесь: где большая правда – в польском манифесте или в царском. Царь обещал дать свободу – и не дал. Обещал не брать рекрута, а теперь уже и второго требует. Польский манифест дал землю, отменил подушное, возвратил унию. Ну, скажите, братья, кто больше о нас заботится?»

Не вдаваясь в разбор всех этих пропагандистских утверждений, укажем, что в манифесте польского повстанческого правительства о наделении крестьян землёй, изданном 20 января 1863 г., говорится, что крестьянам передаётся без выкупа и платежей та земля, которой они на данный момент владеют. С учётом того, что накануне земельной реформы помещики делали всё, чтобы урезать крестьянские наделы, польский манифест закреплял такое положение вещей и отдавал крестьянам только ту неудобную, малоплодородную землю, которую им отрезали помещики.

«Справедливость» самопровозглашённого польского правительства оборачивалась обманом и несправедливостью.

А что будет с теми, кто не поверит польскому манифесту? И как поверить, если новая власть – это одни декларации? «А таких, –  говорится в листовке, – которые за деньги не побоялись служить врагам нашим, не хотели, чтоб у мужиков земля была да правда на свете, и противились новой свободе, – по новому польскому манифесту таких вешают как подлых собак, селения их опустели, дымом пошли их избы, пропало ни за грош добро».

Противников польского манифеста ждёт расправа…

Кастусь Калиновский

Кастусь Калиновский

Так в листовках под редакцией Константина Калиновского создавался коллективный миф о свободе, которую в случае победы повстанцев каждый получит по своему желанию. Создавалась утопия справедливого общества, ради которой предлагалось выходить с вилами против ружей и артиллерии, проливать кровь.

Очень хочется, чтобы путь к разрешению нынешнего политического кризиса был найден мирно, без утопических иллюзий.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться