Война флагов в Белоруссии

Война флагов в Белоруссии

Об изменении отношения к негосударственной символике

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В середине января в белорусских СМИ появилась информация о том, что страну ждут серьёзные изменения в сфере административного и уголовного преследования. Причиной этому стал продолжающийся в республике общественно-политический кризис, связанный с событиями, которые последовали за президентскими выборами в августе 2020 года. Власти республики, подавляющие на протяжении последних месяцев протесты несогласных с итогами голосования, решили пойти в наступление, в том числе в идеологии. Теперь в Белоруссии появится возможность официально привлекать к административной и иной ответственности за использование несанкционированной символики. В данном случае речь идет главным образом о бело-красно-белом («бела-чырвона-белы»), или БЧБ-флаге.

Отношения белорусских властей к этому флагу после 1991 года было неоднозначным, как, впрочем, и история его появления.

Например, государственные историки утверждают, что документов, подтверждающих использование бело-красно-белого флага на землях современной Белоруссии до начала XX века не известно. Националисты указывают на то, что такое сочетание цветов на хоругвях упоминалось еще в период существования Великого княжества Литовского, что делает БЧБ-флаг символом независимости белорусов. В реальности же данный флаг придумал в 1917 году горный инженер и архитектор, студент Петроградского горного института Клавдий Душевский (Дуж-Душевский). После этого бело-красно-белые цвета стали появляться в Минске и использовались во время проведения Первого Всебелорусского съезда в конце 1917 года. 5 августа 1918 года этот флаг стал одним из государственных символов Белорусской народной республики (БНР), созданной на оккупированной кайзеровскими войсками территории нынешних белорусский земель. Последний факт, как и то, что БЧБ-флаг использовался участниками Слуцкого восстания (1920), в ходе которого пострадали многие мирные жители, в первую очередь евреи, по-разному воспринимается и подаётся оппозицией и государством. Националисты считают события конца Первой мировой войны и первых послевоенных лет доказательством борьбы белорусов за независимость, которыми надо гордиться. Власти рассматривают эти события в негативном ключе.

Глава польского правительства с чешским премьером на саммите Вишеградской группы. Источник: premier.gov.pl

Однако история БЧБ-флага не заканчивается периодом Первой мировой войны и межвоенным временем. Главной проблемой является его использование белорусскими коллаборационистами во время гитлеровской оккупации. В те годы флаг висел на многих зданиях, где располагались коллаборационистские структуры. Его можно было увидеть вместе с нацисткой символикой и портретами Гитлера на праздничных шествиях и массовых мероприятиях. Бело-красно-белый цвет был официальным в Белорусской краевой обороне (БКО) – вооружённом формировании, созданном для борьбы с партизанами в конце оккупации. Под этим флагом в 1944 году Наталья Арсеньева-Кушель – жена штандартенфюрера СС, полевого командира 1-й штурмовой бригады СС «Белоруссия», оберштурмбанфюрера СС и подполковника БКО Франца Кушеля – написала стихотворение «Магутны Божа», которое после войны было положено на музыку. Сегодня противники Лукашенко усиленно насаждают данное произведение в качестве «альтернативного» гимна Белоруссии.

Несмотря на связь БЧБ-флага с пособниками немецких фашистов, современная белорусская оппозиция упорно продолжает твердить, что это не должно смущать. Мол, этот флаг был государственным в Белоруссии в 1991-1995 годах, и, если бы не приход к власти Лукашенко, он сохранился бы по сей день. Как известно, белорусский лидер в 1995 году провёл референдум, после которого в стране появилась современная символика.

Вместе с тем в прошедшие годы отношение белорусских властей к бело-красно-белому флагу не было однозначным. Руководство республики всегда негативно относилось к использованию данного символа, когда речь шла о протестах оппозиции. Однако сам по себе флаг не был официально запрещён. А в последние годы отношение к оппозиционной символике в Белоруссии со стороны государства и вовсе стало лояльным (особенно после 2014 года). Власти пытались найти опору среди националистов, позволяя им всё больше влиять на массовое сознание в надежде усилить среди белорусов мысль о необходимости сохранения независимости. Можно вспомнить дело белорусских публицистов Дмитрия Алимкина, Сергея Шиптенко и Юрия Павловца, которых в 2016 году обвинили в разжигании вражды за то, что они критиковали сближение белорусских властей с националистами и предупреждали о последствиях, которые сегодня совершенно очевидны. Тогда также поднимался вопрос о БЧБ-флаге; некоторые авторы прямо указывали на то, что считать коллаборационистский флаг национальным символом нельзя. Суд посчитал подобные высказывания экстремистскими, а авторы получили наказание в виде лишения свободы на 5 лет (с отсрочкой исполнения наказания). Сегодня же всё, о чем говорили тогда эти публицисты, стало явью.

Ещё одним ярким примером своеобразного отношения официального Минска к данному символу может служить 22 ноября 2019 года, когда в Вильнюсе прошло перезахоронение Константина (Кастуся) Калиновского. На мероприятии официально присутствовал вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко, который совершенно спокойно в окружении бело-красно-белых флагов и лозунгов «Жыве Беларусь!» читал торжественную речь на белорусском языке.

Перезахоронение Калиновского

Всё изменили события 2020 года, когда БЧБ-флаг снова был объявлен вне закона, а Александр Лукашенко назвал его «фашистским». Главной причиной этому стали события, охватившие страну в период президентской кампании и после неё. Протесты, прокатившиеся по Белоруссии, в конечном счёте были использованы националистами для того, чтобы усилить своё влияние в обществе. Для этого был использован БЧБ-флаг, который сегодня перестал восприниматься как символ коллаборационистов времён Великой Отечественной войны.

Глава польского правительства с чешским премьером на саммите Вишеградской группы. Источник: premier.gov.pl

В последние месяцы бело-красно-белая расцветка в Белоруссии стала появляться повсеместно – на окнах, автотранспорте, зонтах, одежде и т. д. Оппозиция стала использовать кондитерские изделия, имеющие в окраске белый и красный цвета. Фактически БЧБ-флаг превратился в форму мирного протеста против Лукашенко. И власти развернули войну со всем, что так или иначе может быть связано с данной символикой.

В последние месяцы в Белоруссии проводятся рейды по домам, где замечены БЧБ-флаги или схожая с ними расцветка. Граждан заставляют их снимать, входят в квартиры, штрафуют за вывешивание на окнах даже в виде украшений из гирлянд, придумывают инструкции и нормативы, запрещающие «нарушать вид фасада здания» и проч. На улицах стали задерживать даже тех, у кого на одежде можно заметить бело-красно-белую ленту, зонт такой расцветки или что-то подобное. Ступеньки в автозаки и автобусы силовиков начали устилать БЧБ-флагами, чтобы задержанные прошлись по ним ногами. Однако всё это не останавливает противников Лукашенко, что привело к введению более серьёзных мер.

В январе было объявлено об изменении в административном кодексе Белоруссии, которое должно вступить в силу в марте. Согласно этому изменению, предусмотрена ответственность в виде существенного штрафа за использование запрещённой символики. Дополнительно в административное законодательство хотят ввести статью «Незаконное использование флагов, вымпелов, эмблем, изготовление, распространение плакатов, эмблем и символов», где также предусматривается штраф. Эта символика указана в списке постановления МВД Белоруссии, где перечислены в основном нацистские символы, эмблемы и атрибуты. Однако БЧБ-флаг по-прежнему не запрещён, поэтому формально штрафовать или задерживать за его использование нельзя ни сегодня, ни после вступления поправок в кодексы. Однако белорусские власти заявляют, что в стране есть установленная государственная символика, а всё остальное, в том числе БЧБ-флаг, «не имеет права быть размещённым нигде».

В республике идёт идеологическая война флагов и символов, и власти не хотят её проиграть. Оппозиция стремится убедить общество в том, что официальный государственный флаг не должен ассоциироваться с Белоруссией как страной, а является лишь символом режима Лукашенко и политических репрессий. В ответ власти противопоставляют оппозиции историческое прошлое периода Великой Отечественной войны. Однако проблема заключатся в том, что историческая память у людей коротка. Поэтому сегодня события почти 80-летней давности воспринимаются, особенно среди молодёжи, не так остро, как происходящее на глазах. При сохранении существующей модели идеологического противостояния оппозиции и властей последние рискуют проиграть, если не найдут более действенного способа переломить ситуацию.