Иван Калита, Елена Петушкова и Иван Кизимов на чемпионате мира в Аахене (Германия), 1970 год

Формула успеха – о прошлом, настоящем и будущем олимпийского конного спорта в России

«Чтобы побеждать на Западе, нам нужно быть на две головы выше»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Верховая езда издавна была неотъемлемой частью русской культуры, национальным видом спорта в нашей стране.  Современный конный спорт сочетает элементы спорта, науки, искусства и считается одной из наиболее дорогих и сложнейших олимпийских дисциплин. Итоги нескольких последних Олимпиад для страны, когда-то находившейся на вершине пьедестала, неутешительны. Многие проблемы конного (и не только конного) спорта появились с распадом СССР и по причине распада. Они связаны с коренным изменением роли государства в организации спорта и коммерциализацией всех общественных отношений в стране.

На две головы выше

История искусства верховой езды как вида спорта в России восходит к офицерской  кавалеристской школе дореволюционной армии. Долгое время после революции конный спорт и высшая школа верховой езды существовали в Советском Союзе почти исключительно в армейских клубах. Этот вид спорта был в нашей стране успешен, но на международных соревнованиях первые места традиционно занимали спортсмены из Германии,  Нидерландов, Великобритании.

Олимпийский командный дебют советских конников состоялся в 1952 году на Играх в Хельсинки. По оценкам многих специалистов, уровень подготовки советских спортсменов ни в чём не уступал уровню их зарубежных соперников, но слабое знакомство с международными правилами (напомним: в мире шла холодная война) не позволили им выступить в свою полную силу.

Настоящей сенсацией стала победа на Олимпийских играх 1960 года в Риме нашего прославленного всадника Сергея Филатова, выступившего на лошади ахалтекинской породы по кличке Абсент. Портреты и фотографии этой уникальной лошади,  которую любители спорта прозвали Чёрным Лебедем, хранятся в музее Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева.

Олимпийский чемпион по конной выездке Сергей Филатов и Абсент, 1964 г.

Олимпийский чемпион по конной выездке Сергей Филатов и Абсент, 1964 г.

Один из последних тренеров-представителей русской школы верховой езды, легендарный Григорий Терентьевич Анастасьев, долгое время осуществлял подготовку всех трёх видов конного спорта, существовавших  в  СССР: высшей школы, конкура и троеборья. Под старость он оставил за собой только высшую школу. Анастасьев избрал себе в ученики трёх спортсменов: Ивана Кизимова, Ивана Калиту, Елену Петушкову и, избрав, повёл их к олимпийским вершинам. 

Он  любил говорить: «Чтобы побеждать на Западе, нам нужно быть на две головы выше». В этих словах заключалось многое, и именно такую задачу он перед собой и своими учениками ставил. Победа советской сборной на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году стала не просто триумфом и лучшим командным результатом, но кульминационным событием в истории отечественного конного спорта. После блестящего успеха на Олимпиаде-1972  конный спорт в нашей стране становится по-настоящему популярным. 

Можно сказать, что мода на «гражданский» конный спорт, конный спорт как любительство впервые появилась после выступлений спортсменки олимпийской сборной Елены Петушковой. Для неё спорт был именно увлечением, а не профессией, гармонично сочетавшимся с её специальностью биолога, работой и преподаванием в Московском государственном университете. Это были другое время и другая страна.

Олимпийская чемпионка по конной выездке Елена Петушкова с тренером Г.Т. Анастасьевым, середина 1960-х годов

Олимпийская чемпионка по конной выездке Елена Петушкова с тренером Г.Т. Анастасьевым,  середина 1960-х годов

Олимпийская чемпионка по конной выездке Елена Петушкова и Пепел во время выступления на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене.

Олимпийская чемпионка по конной выездке Елена Петушкова и Пепел во время выступления на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене.

Триединая формула

Высшая школа верховой езды, или как её именуют для краткости «выездка», сочетает в себе, как уже сказано, элементы спорта, науки и искусства. По незримым командам всадника лошадь должна выполнить программу сложнейших элементов, сравнимых с балетом или фигурным катанием на льду. За годы тренировок дуэт превращается в своеобразного кентавра. Каждое сочетание «всадник – лошадь» неповторимо, но даже самое блестящее сочетание, за некоторыми исключениями, теряет смысл и не может состояться без тренера, который передаёт это искусство, выполняя фактически роль хореографа.

Формула в равной мере применима и к другим дисциплинам конного спорта, таким как конкур (преодоление препятствий) и троеборье, обязательная программа которого включает состязания в конкуре, высшей школе и кроссе. Успех в конном спорте всегда определялся уникальным триединством «всадник – лошадь – тренер». Все три должны идеально подходить друг другу,  соответствовать друг другу. В этом конный спорт сравним по красоте и сложности взаимодействия участников с парным фигурным катанием на льду, с балетом. 

Однако в 1970-е годы  растущая популярность конного спорта не привела к укреплению позиций России на конноспортивном олимпийском пьедестале. После того как были завершены спортивные карьеры всадников золотой Олимпийской сборной 1972 года, искусство верховой езды в нашей стране стало постепенно утрачиваться. Последним значительным достижением советских конников стало выступление на Олимпиаде-1980. В условиях устроенного Западом политического бойкота и отсутствия главных соперников советская команда завоевала медали во всех трёх видах выступлений.

Спорт высших  достижений (Большой спорт) всегда отражает состояние общества, а может быть и ареной политического противостояния. С 19 июля по 3 августа 1980 года, более сорока лет назад, в нашей стране проходила московская Олимпиада. Она-то и ознаменовалась политическим бойкотом, который инициировали США в ответ на ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан.

«Лебединое озеро». Абсент под седлом Сергея Филатова исполняет «принимание»

«Лебединое озеро». Абсент под седлом Сергея Филатова исполняет «принимание»

Из 144 стран, входивших в 1980 году в МОК, на Олимпиаду приехали представители 81 государства. Полностью бойкотировали Игры такие страны, как США, Западная Германия, Канада, Япония и Китайская Народная Республика. И это несмотря на то, что Олимпиада в Москве была для мира спорта огромным событием.

Заглавное фото: Иван Калита, Елена Петушкова и Иван Кизимов на чемпионате мира в  Аахене (Германия), 1970 год

(Окончание следует)

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться