Нормальные партнеры всегда идут в обход?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Несколько месяцев назад в запрещённом в России Агентстве США по международному развитию (USAID)*** заявили, что для Вашингтона «снижение зависимости Центральной Азии от российских рынков и экспортных маршрутов было долгосрочным приоритетом, но сейчас это насущная необходимость», для чего Агентство уже тратит $34 млн и выделяет дополнительные $15,2 млн на программы в сфере торговли. А еще есть Китай со своими проектами обхода России.

Так или иначе, но сегодня в Европу в обход России по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) мчится первый контейнерный поезд «братского» Узбекистана. 16 декабря он отправился в путь в болгарский Бургас. Как сообщили в пресс-службе компании «Узбекистон темир йуллари»: «Данный грузовой поезд состоит из 46 вагонов и 91 единицы 20-футовых контейнеров с грузом Алмалыкского медного концентрата. Контейнерный поезд будет передвигаться по маршруту "Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Болгария/Европа" с протяженностью более 4000 км». Каспийское и Черное моря он пересечет по паромным переправам.

Грузоперевозка организована в сотрудничестве с зарубежными партнёрами из Туркменистана (ОАО «ТЛЦТ»), Азербайджана (ADY Container LLC) и Грузии (GR Logistics and Terminals).

До сих пор ТМТМ активно не использовался для товарооборота между Азией и Европой. Но в его развитии заинтересован, прежде всего, Китай. Свою выгоду в Черном море не упустит и Турция. Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) или Средний (Срединный) коридор был запущен в 2017 году по инициативе Казахстана; в Астане расположена и штаб-квартира Ассоциации перевозчиков Среднего коридора.

ТМТМ пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, далее в Турцию и страны Европы и является альтернативой северным маршрутам, по которым поступают грузы в Европу через Казахстан, Россию и Беларусь. Причем для Китая отправка грузов по транскаспийскому коридору может оказаться дороже.

ТМТМ объединяет более 20 игроков транспортного рынка – владельцев магистральной инфраструктуры и перевозчиков из 8 стран. Это – Азербайджан, Грузия, Казахстан, Китай, Польша, Румыния, Украина и Турция. При этом не исключено, что Москва будет прорабатывать возможности подключения к ТМТМ. Европейский банк реконструкции и развития заявил в прошлом месяце, что готов инвестировать миллиарды евро в развитие грузовых маршрутов между Европой и Азией в обход России.

Узбекистан уже использовал Срединный коридор для обмена грузов с Турцией. От Ташкента не отстает и Астана. Казахстан сегодня рассматривает возможность пробной поставки своей нефти компанией «КазМунайГаз» (КМГ) на НПЗ в немецком Шведте, правда, не обход, а по трубопроводу «Дружба». Этот вопрос с поставками решался на уровне бундестага, и немецкие власти выразили заинтересованность в стабильных поставках сырья из Казахстана по российскому нефтепроводу «Дружба».

Глава нефтегазовой компании «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев говорит:«Мы рассматриваем возможность пробной поставки нефти в Германию согласно поручению президента Токаева. Поставки могут начаться в январе 2023 года». При этом официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил 20 декабря, что у России нет никакой информации о желании казахстанской стороны начать экспорт нефти. Также Демин отметил, что Германия не указывала в заявке, что бронирует транзитные мощности нефтепровода «Дружба» под казахскую нефть и не подтверждала законтрактованные у Казахстана объемы.

Соб. корр. ФСК