Саудовская Аравия в турне Трампа по Ближнему Востоку

Президент США встретился с временным президентом Сирии

Четырехдневное турне президента США по Ближнему Востоку началось с Саудовской Аравии. Эр-Рияд стал первой остановкой первого зарубежного визита Д. Трампа после инаугурации (если не считать похороны папы римского).

Во время своего первого президентского срока Трамп также первым делом отправился в Саудовскую Аравию, а оттуда в Израиль. В этот раз Израиль в маршруте президента США не значился. После Эр-Рияда в его планах посещение Дохи и Абу-Даби.

В столице Саудовской Аравии Дональд Трамп провел переговоры с премьер-министром КСА принцем Мухаммед бин Салманом, подписал Документ (соглашение) о стратегическом экономическом партнерстве между правительствами США и КСА, а также выступил на Американско-Саудовском инвестиционном форуме. 

В визите также приняли участие Илон Маск, генеральный директор компании OpenAI Сэм Альтман, глава компании-гиганта по производству компьютерных чипов Nivdia Дженсен Хуан, гендиректоры Blackstone, BlackRock, Citigroup, IBM, Boeing, Uber, Amazon, основатель Bridgewater Associates, соучредитель LinkedIn и многие другие лидеры крупного американского бизнеса.

По итогам встреч представители США заявили, что получили инвестиции в размере $600 млрд от Саудовской Аравии. По мнению аналитиков Bloomberg, получение Д. Трампом во время саммита в КСА инвестиционных обязательств на $600 млрд – это ключевой итог его первой зарубежной поездки после возвращения к власти. 

В свою очередь Мухаммед бин Салман в своей речи во время сессии Американско-Саудовского инвестиционного форума сказал: «Сегодня мы надеемся на инвестиционные возможности на сумму $600 млрд, включая сделки на сумму $300 млрд, которые были подписаны в ходе этого форума. В ближайшие месяцы мы будем работать над вторым этапом, чтобы завершить сделки и увеличить их до 1 триллиона долларов». 

Крупные американские технологические компании, включая Google, AMD, DataVolt, Oracle, Salesforce и Uber также обязались инвестировать $80 млрд в «передовые преобразующие технологии в обеих странах». Связанные с инвестициями, ключевые стороны американо-саудовской сделки включают: 1) инвестиции в размере $20 млрд саудовской компании DataVolt в центры обработки данных ИИ по всей территории США и энергетическую инфраструктуру в США; 2) в секторе здравоохранения Shamekh IV Solutions инвестирует $5,8 млрд, включая инвестиции для запуска высокопроизводительного завода в Мичигане по производству внутривенных жидкостей; 3) инвестиционные партнерства, включающие несколько отраслевых фондов, таких как Энергетический инвестиционный фонд на $5 млрд, Технологический фонд New Era Aerospace and Defence на $5 млрд и Глобальный спортивный фонд Enfield Sports на $4 млрд.

Кроме того, между США и КСА было подписано «крупнейшее в истории соглашение о продаже военной продукции». Оно заключено в пяти категориях: 1) развитие ВВС и космические возможности; 2) воздушная и противоракетная оборона; 3) морская и прибрежная безопасность, 4) безопасность границ и модернизация сухопутных войск; 5) модернизация информационно-коммуникационных систем. Пакет также включает «масштабную подготовку и поддержку для наращивания потенциала вооруженных сил Саудовской Аравии, включая укрепление саудовских военных академий и военно-медицинских служб».

В целом сделки охватывают энергетику, оборону, технологии и доступ к важнейшим ресурсам. Саудовская Аравия закупит у США авиацию, средства морской безопасности и ИТ-услуги, а также получит обучение и поддержку для своих вооружённых сил. В заявлении Белого дома говорится, что стоимость оружейного соглашения между странами составила $142 млрд долларов и включает в себя поставку Саудовской Аравии «современного боевого оборудования и услуг примерно от полутора десятков оборонных компаний США». США также будет экспортировать Саудовской Аравии газовые турбины и энергетические технологии на сумму $14,2 млрд и пассажирские самолеты Boeing 737-8 на сумму $4,8 млрд.

Одним из главных политических заявлений Трампа первого дня турне по Ближнему Востоку стало решение о снятии санкций с Сирии. Кроме того, по приглашению саудовского принца Мухаммеда бин Салмана, президент США впервые за 25 лет встретился с главой Сирии в лице временно занимающего пост президента Хусейна Ахмада Аш-Шараа. К их разговору по телефону присоединился Р. Эрдоган, заявивший, что Турция будет работать с КСА «ради мира» и похваливший США за снятие санкций с Сирии. 

Трамп предложил нынешнему главе Сирии следующее: 1) присоединиться к Соглашениям Авраама с Израилем; 2) выдворить всех иностранных террористов; 3) депортировать палестинских боевиков; 4) помочь США не допустить возвращения ИГИЛ; 5) взять на себя ответственность за лагеря с боевиками ИГИЛ в северо-восточной Сирии. 

В свою очередь Аш-Шараа отметил уход Ирана как шанс для перемен и подтвердил приверженность соглашению 1974 года с Израилем. Также он пригласил американские компании инвестировать в сирийскую нефть и газ.

По информации Financial Times, во время выступления в Эр-Рияде перед лидерами стран Персидского залива Д. Трамп сообщил, что США «сейчас изучают возможность нормализации отношений с новым правительством Сирии» и объяснил это решение консультациями с наследным принцем Саудовской Аравии и президентом Турции и намерением дать сирийцам «новый старт». 

На второй день турне по Ближнему Востоку Д. Трам принял участие в пятом саммите США – монархии Персидского залива, где хоть и обсуждались все острые темы региона – Газа, Сирия, Ливан, Иран и Йемен – тем не менее ничего нового, по сути, не прозвучало, хотя, по информации израильских медиа (Israel Hayom и др.), одной из главных тем визита президента США Дональда Трампа в страны Персидского залива является именно «мегасделка» по урегулированию конфликта в Газе и созданию «нового порядка на Ближнем Востоке». 

Подразумевается, что эта политическая «мегасделка» должна будет реализовываться в течение длительного времени, как и уже заключённые экономические. Обещанные в Эр-Рияде и Дохе инвестиции в триллионы миллиардов долларов также рассчитаны на десятилетие вперёд. Умение торговать и торговаться у ближневосточных арабских монархов в крови. Главное – предложить круглую сумму и «перспективу», чтобы добиться от США и Трампа значимых политических и экономических уступок здесь и сейчас. 

Те же саудиты уже давно поняли, что можно и нужно обещать Трампу как можно больше. А вот исполнять все контракты уже необязательно. Да и американский ВПК произвести столько вооружений за короткий срок просто не способен. Тех же ракет для Patriot собирается лишь по 300 в год. А ведь есть ещё контракты с ЕС, странами Азии, Израилем…

Подобный подход, судя по всему, уже не только имеет место на всех фронтах, но и заимствуется самим Трампом – от перехода к переговорам с Ираном вместо обсуждаемой ранее конфронтации и вплоть до снятия санкций с Сирии. При этом звучит много громких слов, повышаются ставки, стороны блефуют, восторгаются, жонглируют колоссальными и столь же абстрактными прибылями и суммами.

При этом как-то теряется из виду, что Трампу и его команде, чтобы получить деньги от саудовского принца не на словах, а на деле, предстоит преодолеть барьер в $2 трлн. Даже американский Bloomberg считает, что Саудовская Аравия вряд ли сможет вложить $1 трлн в США. Дело в том, что планы трампистов привлечь этот триллион инвестиций из Саудовской Аравии сталкиваются с амбициозной программой реформ наследного принца Мухаммеда бин Салмана. 

По оценкам Bloomberg, трансформация экономики КСА потребует около $2 трлн, включая мегапроекты вроде города Неом (до $1,5 трлн), а также подготовку к Expo 2030, ЧМ-2034 и другим мероприятиям. Из-за высоких расходов и относительно низких цен на нефть ($63 за баррель), которые к тому же могут снизиться еще сильнее, у королевства уже наблюдается дефицит текущего счёта. Для баланса бюджета нужны $96 за баррель, а с учётом внутренних инвестиций — $113 за баррель. Как следствие, даже если будут анонсированы крупные суммы, реальные инвестиции в США могут быть ограниченными и растянутыми на десятилетия. Саудовская Аравия, по словам экспертов, вряд ли сможет предоставить американцам $1 трлн, особенно в ближайшие 4 года.