«Северные потоки»: американский прагматизм и европейская неадекватность

В Еврокомиссии замыслили новые санкции

Появившиеся примерно месяц тому назад первые сообщения о том, что Евросоюз намерен наложить санкции на газопроводы «Северный поток – 1 и 2», поначалу ничего, кроме саркастической улыбки у большинства российских экспертов не взывали. Признаюсь, что и мне эта странная идея запрещать то, что и так разрушено, показалась очередным проявлением дошедшей до откровенного идиотизма европейской русофобии. 

Но надо всё же знать суть европейской бюрократии, которая с коварством иезуитов и дотошностью и старательностью нибелунгов подходит к решению любой проблемы, особенно если речь идёт о желании уязвить противника. Всё, что они делают и что, на первый взгляд, лишено всякого смысла, на самом деле подчиняется хорошо выстроенной логике. Дьявольской логике маньяка и психопата, но тем не менее.    

Итак, начнём с того, что на уходящей неделе представитель Еврокомиссии (ЕК) Паула Пинью, выступая на брифинге в Брюсселе заявила, что ЕК обсуждает введение санкций в отношении «потоков», если Россия не согласится на перемирие с Украиной.

«Я могу подтвердить одну из опций, которую поддержала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которая предложила ввести санкции против консорциума Nord Stream 2», – заявила еврочиновница, комментируя вероятную реакцию Брюсселя на «упрямство» Москвы. 

Впрочем, о каких именно ограничениях может идти речь госпожа Пинью не уточнила.

Чуть позже из сообщения агентства Bloomberg стало известно, что консультации по поводу антипотоковых санкций должны стартовать 23 мая, то есть в минувшую пятницу, но начались они или нет на данный момент, доподлинно неизвестно. 

Это, так сказать, диспозиция на сегодняшний день. Оговорюсь сразу – решение европейцев ввести ограничение (читай: запрет) на возможность использовать когда-то в будущем оба многострадальных газопровода, на самом деле с Украиной вообще никак не связано. Дадим мы согласие на «безусловное перемирие» или не дадим – Урсула и присные найдут повод и способ не допустить их повторного ввода в эксплуатацию. Почему? Об этом чуть позже. 

А прежде ещё две важные вводные. Первая. Согласно данным Евростата, в I квартале 2025 года страны ЕС на 28% увеличил закупки российского трубопроводного (не все трубы ещё разрушены) газа и СПГ.

Вторая. Помощник Президента России Владимира Путина Юрий Ушаков подтвердил, что заинтересованность со стороны американской администрации в возобновлении поставок газа из России по СП-1 и 2, но уже при непосредственном участии США, действительно имеет месть быть.

Грубо говоря, Трамп хочет выкупить «потоки» у их нынешнего владельца, компании Nord Stream 2 AG, отремонтировать и снова запустить, получая как посредник хорошие комиссионные от продажи в Европу российского «голубого топлива». Такова логика сделки.

Но вернёмся к логике европейских «маньяков». Третьего дня британская Financial Times опубликовала статью, в которой говорится, что новое руководство ФРГ поддерживает инициативу Европейской комиссии о включении газопроводов «Северный поток - 1 и 2» в список объектов, подпадающих под антироссийские санкции. Как утверждает издание, таким образом Фридрих Мерц пытается нейтрализовать внутриполитические риски для своего правительства. 

«Формальные консультации между правительствами стран ЕС по поводу очередного пакета ограничительных мер должны стартовать в ближайшие дни. Для утверждения предложений потребуется единогласное одобрение всех европейских столиц. В список могут войти не только Nord Stream 2 AG – зарегистрированная в Швейцарии компания-собственник трубопроводов, – но и другие структуры, связанные с возможным перезапуском проекта», – отмечает FT.

Со ссылкой на информированные источники в Брюсселе сообщается, что процесс введения эдакого европейского табу на потоки значительно ускорился с пониманием того, что России и США близки к заключению сделки.

Так что фиксируем: Европа не просто хочет наказать Россию за «агрессию» против Украины, но и не допустить сближения Москвы и Вашингтона, основой для которого многие эксперты видят реализацию совместных российско-американских проектов, в том числе и реанимацию потоков.

Что же касается упомянутых выше германских внутриполитических рисков, то речь идёт о достаточно серьёзном давлении на правительство ФРГ как со стороны руководства отдельных федеральных земель, так и от лица многих крупных компаний и даже целых отраслей промышленности, которым дешёвый трубопроводный российский газ нужен как воздух. Для них это ни много ни мало – условие выживания. 

Важно понимать, что ещё до известного инцидента со взрывами, работа потоков была поставлена на паузу. В случае с СП-1, из-за профилактического ремонта турбины, осуществить который в обычном режиме уже начали мешать введённые весной 2022 года европейские санкции. А в ситуации с СП-2 – из-за отсутствия сертификации со стороны немецких властей уже построенного, но так и не введённого в эксплуатацию газопровода. И было это летом 2021 года, когда ни о каком конфликте на Украине даже речи не шло. И это ещё раз доказывает тезис о том, что украинский кризис здесь по большому счёту ни при чём. 

Так вот, согласно данным последнего опроса германского института Forsa, 49% жителей Мекленбурга-Передней Померании, на территории которой расположен газовый терминал, куда и должен был поступать газ из СП-2, высказались за возобновление поставок. Причём эту позицию разделяют и многие руководители на местах, вне зависимости от партийной принадлежности. Скажем, премьер-министр Саксонии Михаэль Кречмер (ХДС) назвал сохраняющиеся санкции против Москвы «устаревшими» и «несоответствующими нынешнему курсу США». А его коллега из Бранденбурга, социал-демократ Дитмар Войдке подчеркнул необходимость возвращения к торговым отношениям с Россией после возможного заключения мира.

В сложившейся ситуации введение на уровне ЕС запрета на использование потоков снимает с канцлера Мерца всякую ответственность за их судьбу и переводит любые внутригерманские дебаты в плоскость «мы бы, может, и хотели, но это общее решение, и мы не в силах ему противиться». Удобно, неправда, ли?!. 

Есть и ещё один немаловажный аспект проблемы, который нельзя оставлять без внимания – географический. Или, если быть более точным, территориальное расположение потоков, которые, как известно, проложены по дну Балтийского моря.

С некоторых пор северные страны так называемого «ЕвроНАТО» выразили намерение превратить Балтику во внутреннее озеро альянса, с тем, чтобы перекрыть России возможность для нормального судоходства в его акватории. 

Как заявила на этой неделе Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас, в рамках будущего 18-го пакета антироссийских санкций предполагается запретить заход в порты ЕС почти 200 судам российского «теневого танкерного флота», а также лишить их операторов возможности пользоваться услугами европейских компаний.

В качестве причин для подобных решений выдвигаются совсем уже смехотворные обвинения в том, что суда, услугами которых якобы пользуется Россия, «не принадлежат западным судоходным компаниям или не застрахованы у западных страховщиков».

Получается, своё мы вам не дадим, а за использование чужого – накажем. Абсурд, да и только. Тем не менее всё это, включая и желание навсегда запретить поставки российского газа в Европу через «Северные потоки», является частью стратегии по выдавливанию России из Балтийского моря.

Ради этого устраиваются и регулярные натовские манёвры на Балтике, а также перебрасываются подразделения западноевропейских армий, в частности Бундесвера, в станы Прибалтики.

В своём недавнем комментарии по поводу государств, поддерживающих и продолжающих санкционную политику в ущерб собственным интересам, Президент России Владимир Путин назвал их «придурками». Что ж, разумной такую политику явно не назовёшь.

И всё же, как я уже говорил, некая дьявольская логика в действиях европейцев всё же присутствует. И связана она с желанием определённых сил разжечь на континенте новую Большую войну. Войну, ради которой они готовы на всё.

Заглавное фото: journalistenwatch.com