«Двенадцатидневная война»: мировые рынки ее не заметили

«Маркетмейкеры» предлагают человечеству очередной спектакль

Мир пришел в сильнейшее возбуждение после того, когда в ночь с 12 на 13 июня нынешнего года Израиль вероломно напал на Иран. И это возбуждение продолжалось в течение двенадцати дней, когда стороны обменивались ударами (отсюда и название: «Двенадцатидневная война»). Впрочем, возбуждение до сих пор сохраняется. Идут постоянные обсуждения о возможности возобновления войны. И даже ее перерастания в региональную или мировую. 

Очень немногие наблюдатели и эксперты обратили внимание на то, что на фоне мирового политического и информационного возбуждения в период 13-25 июня сохранялось удивительное спокойствие на мировых рынках. Особенно на рынке нефти. Все привыкли к тому, что вооруженные конфликты могут перерастать в масштабные войны, многие из которых могут затруднять или даже делать невозможными поставки нефти на мировой рынок. Что должно приводить к росту цен на черное золото. 

К такой реакции рынка черного золота на международные конфликты участники рынка стали привыкать более полувека назад.  Напомню, что 17 октября 1973 года в мире разразился нефтяной кризис. В этот день все арабские страны – члены ОПЕК, а также Египет и Сирия заявили, что они не будут поставлять нефть странам (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония), поддержавшим Израиль в ходе войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение нескольких следующих месяцев цена на черное золото подскочила в четыре раза (с трёх до двенадцати долларов за баррель).

 Последний резкий взлет на нефть на мировом рынке был зафиксирован весной 2022 года, когда Россия начала специальную военную операцию на Украине, а коллективный Запад начал санкционную войну против России. За полгода цены выросли примерно в полтора раза. 

Уже стало аксиомой, что любое сколь-нибудь значимое обострение международной обстановки (даже не обязательно доходящее до «горячей» фазы) приводит к росту цен на черное золото (впрочем, и на многие другие биржевые товары). Поэтому рыночные аналитики стали больше следить за мировой политической и военной ситуацией, чем за обычными экономическими параметрами. 

Но вот «двенадцатидневная война» нарушили эту же ставшую привычной логику связи между военно-политическими событиями в мире и ценами на мировых рынках. Накануне нападения Израиля на Иран, 12 июня, на биржевых торгах на лондонской ICE Future средняя цена была $69,36 за баррель.  На следующий день, 13 июня, средняя цена подросла до $74,23. А 22 июня – до $78,94. Итак, за первые 10 наиболее «горячих» дней войны вооружённого конфликта, с 13 по 22 июня, нефтяные цены прибавили немногим более 11%. И все это на фоне разговоров о том, что израильско-иранский конфликт может перерасти в войны на всем Ближнем Востоке. А также разговоров о том, что Тегеран может перекрыть Ормузский пролив, через который проходит 15–20% мировой нефти, конденсата и нефтепродуктов, а также более 30% сжиженного природного газа. Многие журналисты и независимые эксперты прочили рост цен на нефть как минимум до 100, а некоторые и до 200 долларов. 

Сразу же после американских бомбардировок ядерных объектов Ирана цена на нефть достигла своего максимума – $81,4 за баррель.  А 24 июня сентябрьские фьючерсы на эталонный сорт Brent на ICE Future упали на  до $66,17. То есть котировки оказались ниже тех, которые были накануне «двенадцатидневной войны», откатившись к средним показателям апреля-мая. 

Как наблюдатели истолковывают эту странную реакцию нефтяного рынка на «двенадцатидневную войну»? 

Чаще всего объяснение следующее: нефтетрейдеры стали опытными политическими экспертами. И эти «пророки» с самого начала воспринимали начавшийся военный конфликт как «спектакль», который скоро закончится. 

Другие наблюдатели считают, что опытность нефтетрейдеров тут ни при чем, они просто имели (и продолжают иметь) доступ к тем, кто делает большую политику. Мол, они были просто посвящены в секретный сценарий этого спектакля. И «посвященные» участники рынка банально заработали на «непосвященных» (которые на пике платили по 80 долларов за баррель). 

Наконец, есть еще и такая точка зрения. Мол, главные участники мирового рынка черного золота и были главными инициаторами «спектакля» и даже разработчиками сценария. И они заработали неплохие деньги на том, что мелкие, рядовые участники рынка черного золота действовали рефлексивно, принимая решения исходя из сценария резкого роста цен на нефть. Кстати, кого считать главными участниками мирового рынка нефти? Конечно, традиционно это страны ОПЕК, а сейчас и ОПЕК+ (на этот расширенный нефтяной картель приходится около 40% мировой добычи черного золота). 

Но на сегодняшний день первое место по добыче нефти в мире занимает уже не Саудовская Аравия или Россия (к чему мы привыкли за многие годы), а Соединенные Штаты. Добыча черного золота в США сегодня уже составляет 13,6 млн баррелей, а его экспорт – 3,3 млн баррелей в сутки. Некоторые эксперты считают, что спектакль «двенадцатидневной войны» был инициирован именно американскими нефтяными корпорациями. И именно по их команде Трамп опустил занавес спектакля 25 июня. Впрочем, даже сторонники такой версии признают, что риски у бенефициаров спектакля (нефтяного бизнеса США) были. Потому что у Трампа могли возникнуть проблемы с опусканием занавеса. К счастью для всех, спектакль закончился благополучно. 

До конца года эксперты никаких новых «спектаклей», подобных «двенадцатидневной войне», не ожидают. Цены на черное золото сильным взлетам и падениям не будет подвержено. Согласно прогнозам Goldman Sachs   котировки эталонного сорта Brent осенью будут колебаться в пределах 60-70 долларов за баррель.

Если на странную реакцию рынка черного золота обратили внимание некоторые эксперты, то еще один важный рынок в июне месяце оказался незаслуженно почти всеми забытым. Я имею в виду рынок золота.  Утром 13 июня многие ожидали взрыва цен на этом рынке. Процентов на 20. Как минимум до 4000 долларов за тройскую унцию. Вот котировки цен на золото на лондонском рынке за ряд дней в прошлом месяце: 12 июня – 3.391,4;  13 июня – 3.345,4;  16 июня – 3.397,6;  19 июня – 3.368,9; 20 июня – 3.368,3; 23 июня – 3.380,6; 24 июня – 3.302,5; 25 июня – 3.318,3.

Лишь 16 июня цена на золото оказалась немного (всего на 6,2 доллара) выше базовой цены 12 июня. А 13 июня вопреки существовавшей до этого логике цена на золото упала на 46,0 доллара по сравнению с «базой».

В конце самой «горячей» десятидневки войны, 23 июня, цена на золото была на 10,8 доллара ниже базовой цены 12 июня. Логичным оказалось лишь падение цены на золото после того, когда в ночь на 24 июня было объявлено прекращение боевых действий. Цена днем 24 июня упала на 78,1 доллара по сравнению с предыдущим днем.

Золотые аналитики в растерянности молчат. Либо задают риторические вопросы по поводу странного поведения рынка драгоценного металла.  В статье «Цены на золото на фоне конфликта Иран против Израиля, пострадавшие как крипто-рынок?»   анонимный автор рассуждает о том, что он называет «ценовой аномалией золота»: «Хотя геополитические риски обычно вызывают переход к активам-убежищам, таким как золото, на этот раз драгоценный металл, похоже, теряет свою защитную привлекательность — подобно тому, как определенные криптовалюты реагировали на глобальную нестабильность. Так что, остается ли золото надежной защитой или его поведение становится более похожим на волатильный рынок криптовалют?»

Попробуем разобраться, кто определяет котировки на рынке золота.  Специалисты знают, что этим занимается Ассоциация лондонского рынка драгоценных металлов (London Bullion Market Association – LBMA). В LBMA на сегодняшний день полноправных членов – 85, еще 82 ассоциированных. Среди полноправных членов есть «особо полноправные». Их называют «маркетмейкерами». Это те, кто и делает погоду на рынке золота, т. е. они, выступая покупателями и продавцами на лондонском внебиржевом рынке золота, и определяют его цену. Цену, которую берут за основу участники рынков драгоценного металла по всему миру. 

Еще несколько лет назад список «маркетмейкеров» LBMA насчитывал 15 участников. Примечательно, что все были банками.  В том числе было четыре китайских банковских гиганта. Сейчас их в этом клубе «особо полноправных» членов LBMA уже нет.  Сейчас в LBMA осталось одиннадцать «маркетмейкеров». Назову их: Citibank N A; Goldman Sachs International; HSBC Bank Plc; JP Morgan Chase Bank; UBS AG; Morgan Stanley & Co International Plc; BNP Paribas SA; ICBC Standard Bank; Merrill Lynch International; Standard Chartered Bank; Toronto-Dominion Bank. Примечательно, что все маркетмейкеры – западные гиганты, преимущественно банки Уолл-стрит и лондонского Сити.

 Нет сомнений в том, что названные одиннадцать банковских гигантов управляют не только рынком золота, но и другими рынками (как финансовыми, так и товарными). А также политикой. В том числе используя такой инструмент как война.   Есть у меня подозрение, что указанная группа «особо полноправных» членов LBMA весьма причастна к «двенадцатидневной войне». А потому они и не рассматривали ее как достаточный повод для того, чтобы повышать цену на драгоценный металл. Они цену, конечно, повысят. Она уже в этом году улетит за планку 4 тысячи долларов за тройскую унцию. Но повышение будет продиктовано другими причинами. 

В заключение отмечу: некоторые политические и военные эксперты из «двенадцатидневной войны» извлекли для себя полезный урок. И именно: следить следует не только за заявлениями, решениями и действиями государственных, политических и военных деятелей, но также за ситуациями на мировых товарных и финансовых рынках.  Отсутствие серьезных реакций со стороны рынков – явное свидетельство того, что «маркетмейкеры» предлагают человечеству очередной «спектакль». Впрочем, нет никакой гарантии того, что очередной такой «спектакль» не превратится в настоящую трагедию.  С опусканием «занавеса» могут возникнуть проблемы. И «управляемый хаос» станет неуправляемым.   

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы