В феврале с. г. в Алжире три африканские страны подписали ряд соглашений о строительстве Транссахарского газопровода (TSGP), нацеленного на поставки нигерийского и дополнительного алжирского газа в Европу, причём как трубопроводного и сжиженного (СПГ). В частности, контракт на обновление технико-экономического обоснования был подписан Мохамедом Аркабом, государственным министром, министром энергетики, горнодобывающей промышленности и возобновляемых источников энергии; Экперикпе Экпо, государственным министром по нефтяным ресурсам Нигерии; и Сахаби Умару, министром нефти Нигера. Их сопровождал Майзама Абдулайе, министр гидравлики, санитарии и окружающей среды Нигера, а также посол Нигерии в Алжире и временный поверенный в делах посольства Нигерии. Выступая в ходе торжественной церемонии в Abdelatif Rahal International Conference Center, М. Аркаб отметил «значительный прогресс», свидетельствующий о «нашей коллективной приверженности достижению целей TSGP и их реализации в интересах наших народов и нашего континента». По его словам, обновление технико-экономического обоснования позволит уточнить «необходимые меры для ускорения реализации этого важного проекта в разумные сроки и с конкурентоспособными затратами, чтобы обеспечить энергоснабжение».
В Нигерии и на юге Алжира соответствующие работы стартовали в минувшем августе. По имеющейся информации, до 80% требуемых инвестиционных кредитов (примерно 13 млрд долл.) представляет Китай. Сообщалось ранее об инвестициях со стороны ЕС, но пока тому официальных подтверждений нет.
Рашид Зердани, директор алжирской нефтегазовой госкомпании Sonatrach, заявил в феврале с. г., что в течение следующих 6 месяцев будет обновлено технико-экономическое обоснование проекта (первичное появилось ещё в 2009 г.). Соответствующую работу возглавила британская компания Penspen, специализирующаяся на энергетической инфраструктуре, взаимодействующая с государственными углеводородными компаниями из Нигерии (Sonatrach, NNPC) и из Нигера (Sonidep).
ТСГ: вариант через Нигер
Напомним, с середины 1960-х гг. Алжир поставляет СПГ в Европу, трубопроводный газ (через испанский северо-марокканский анклав Сеута, итальянские Сардинию и Сицилию) – с середины 1990-х – начала 2010-х гг. Инициатива Брюсселя построить Транссахарский газопровод возникла еще в 2008 г., найдя поддержку в Алжире и Нигерии. Первое межправительственное соглашение увидело свет в 2009 г., однако работа над проектом откладывалась в основном по политическим причинам. О возобновлении работ страны-участницы проекта условились в июне 2022 г.: тогда же в качестве инвесторов к проекту подключились государственный Bank of China и China Export & Credit Insurance Corporation (КНР), о чем было заявлено еще в конце июня 2021 г. (сперва – в рамках нигерийской части ТСГ-проекта)
Основные характеристики ТСГ: пропускная мощность – 30 млрд м3/год, протяженность до побережья юго-восточной Испании – 4,4 тыс. км (подводный участок – 220 км); уточненная инвестиционная стоимость – около 15 млрд долл. (2025 г.)
В дальнейшем на базе алжирского и нигерийского газа совокупный экспорт СПГ Алжира и Нигерии через алжирские СПГ-мощности увеличится почти вдвое. По состоянию на 2024 г. запасы газа в Нигерии оценивались в 5,848 трлн куб. м (из коих рентабельные для освоения 65%), в Алжире – 4,504 и около 70% соответственно (1).
Среднегодовой экспорт СПГ из Нигерии составляет не менее 10,5 млн тонн – в основном в ЕС-регион. В конце августа с. г. компания Nigeria LNG Ltd заключила долгосрочные контракты на поставку местного природного газа с национальной нефтегазовой корпорацией NNPC (срок действия составляет 20 лет с возможностью продления). Партнёры по этим контрактам, сориентированным в основном на Транссахарский газопровод, выступили Shell-Nigeria, Oando Group, Арадель Холдингс и First E&P.
Предполагается, что ежедневно с октября с. г. будет поставляться 1,29 млрд куб. футов газа для обеспечения работы существующих мощностей пока одного действующего с начала 2010-х завода Nigeria LNG (на побережье вблизи бывшей столицы – Лагоса) и её амбициозного проекта – строящегося примерно в этом же районе СПГ-завода Train-7: этот проект на острове Бонни уже выполнен на 80%, а его стоимость оценивается в 10 млрд долл. Все эти мощности нацелены в основном на экспорт, однако постоянные нападения, в основном на территории Нигера, ставят амбициозный проект под угрозу. Более того, в мае стала поступать информация об утрате интереса Нигера к TSGP и о прекращении соответствующих исследований на фоне ухудшения отношений Ниамея с Алжиром, который Нигер и его союзники по «Альянсу государств Сахеля» (Мали и Буркина-Фасо) обвиняют в поддержке террористов в регионе. Предводителями всех орудующих в Сахеле террористических группировок якобы являются выходцы из Алжира, участники кровопролитной гражданской войны 1990-х годов. Вероятный отказ Нигера от строительства трубопровода между Алжиром и Нигерией свидетельствует о недоверии к Алжиру, в том числе по мере активизации последним высылки нигерийцев и других мигрантов из стран Африки к югу от Сахары.
Схема ливийско-нигерийского и соседних газопроектов в Европу (2024)
Не сбрасывается со счетов и ливийский вариант газовых поставок в Европу. В конце сентября 2024 г. на полях конференции Gastech 2024 в Хьюстоне министры нефти и газа Нигерии и Триполитании Экперикпо Экпо и Халифа Абдель Садик обсудили возможность создания регионального газопровода протяженностью 5600 км, проходящего через территории Нигерии, Ливии и еще некоторых стран региона. Ранее, в июне 2023 года, официальный представитель триполитанского «Правительства национального единства» Мухаммад Хамуда сообщил о предоставлении министерству нефти и газа разрешения на проведение технико-экономических исследований, возможности создания проекта газопровода из Нигерии, проходящего через Нигер или Чад в Европу через Ливию. Предполагается, что к этой артерии подключится и ливийский газ. К середине сентября стороны подготовили предварительное соглашение, а британская BP и англо-голландская Shell летом с. г. подписали меморандумы о взаимопонимании с Национальной нефтяной корпорацией Ливии. Вероятно, в расколотую и погрузившуюся после падения режима Каддафи в хаос богатую энергоресурсами страну вернутся транснациональные нефтегазовые корпорации. Выступая на Стамбульском энергетическом форуме в конце ноября 2024 г., министр нефти и газа Ливии Халифа Абдул Садик объявил о планах страны по увеличению экспорта природного газа в Европу. По его словам, страна стремится укреплять партнерские отношения для наращивания объемов экспорта голубого топлива, к чему располагает и выгодное географическое положение Ливии в Северной Африке. Страна активно завершает проекты в газовом секторе, ориентируясь на растущую мировую потребность в природном газе, которая, по мнению Абдулы Садика, в будущем превысит спрос на нефть.
Впрочем, перманентная нестабильность в Ливии и в странах Сахеля, обусловленная действиями радикальных джихадистских группировок, а также разношёрстного сброда наёмников всех мастей (включая колумбийских и украинских) ставят под сомнение целесообразность строительства «сухопутных» трансграничных трубопроводов. Альтернативный проект, известный как «Атлантическая Африка», предполагает строительство трубопровода вдоль Атлантического побережья для транспортировки нигерийского газа в Европу и поддерживается в первую очередь Королевством Марокко – основным региональным конкурентом Алжира, а также Эмиратами и Соединёнными Штатами. Проект инвестиционной стоимостью около 25 млрд долл. быстро продвигается и не исключено, что именно это обстоятельство вынудило Алжир активизироваться после десятилетий безразличия к Транссахарскому газопроводу. Алжир вовсе не стремился предоставлять по своей территории европейцам доступ к нигерийской нефти, однако марокканцы и их партнёры не дремлют, так что не исключено, что идея газопровода через Нигер так и останется нереализованной.
Примечание
(1) International Gas Union — The Gas for Africa report — 2023/2024