Лишение Митрополита Киевского и всей Украины Онуфрия гражданства Украины стало тревожным набатом для всей Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).
Как и предполагалось, этим решением Зеленский подготовил почву для дальнейшего полного запрета УПЦ МП на Украине. И последующие шаги киевского режима не заставили себя ждать.
17 июля Госслужба по этнополитике и свободе совести (Госэтнополитики) обязала УПЦ МП официально разорвать все связи с Русской православной церковью (РПЦ), запрещенной на Украине.
Это требование оформлено как предписание об устранении до 18 августа нарушений законодательства относительно признаков аффилированности с РПЦ. Для выполнения данных требований от УПЦ требуют осуществить следующие действия.
Во-первых, предоставить решение высших органов церковной власти по выходу УПЦ из РПЦ и утрате для украинской церкви силы всех положений устава российской церкви.
Во-вторых, отозвать всех своих священнослужителей из церковных структур РПЦ, а именно: Священного Синода, Архиерейского и Поместного соборов, Межсоборного присутствия, других органов и подразделений.
В-третьих, признать недействительными все решения РПЦ о присоединении к ней епархий УПЦ на бывших украинских территориях и назначениях их новых руководителей.
Вот только формальными документами от УПЦ киевский режим решил не ограничиваться. От митрополита Онуфрия также потребовали публично в устной или письменной форме инициировать разрыв отношений с РПЦ и выразить несогласие с назначением в уставные органы управления российской церкви.
Вполне логично, что в случае если УПЦ МП пойдет на такой неприкрытый шантаж хунты Зеленского (а это крайне маловероятно), то украинские СМИ и провластные блогеры будут всячески пиарить данные действия с целью внесения дальнейшего раскола между россиянами и украинцами, а также использования украинской церкви для борьбы с Россией. Например, путем выдвижения новых требований об обязательных периодических проповедях, осуждающих «агрессию Москвы».
Если же УПЦ откажется от выполнения перечисленных выше требований, то Госэтнополитики объявит ее аффилированной с РПЦ и обратится в Апелляционный административный суд Киева с иском о полной ликвидации УПЦ на Украине согласно положениям принятого в августе 2024 года закона о запрете религиозных организаций, связанных с Россией.
Целью этого закона является «запрет деятельности на Украине Русской православной церкви и религиозных организаций, аффилированных с ней», а также запрет «пропаганды идеологии “русского мира”, в частности использование религиозных организаций для продвижения этой идеологии».
Дальше у суда будет три варианта. Первый – согласиться с иском и запретить УПЦ МП, что приведет к ее ликвидации. Второй – отказать в иске, но это решение чревато для суда тем, что там работают те же украинские граждане, которые могут случайно или намеренно попасть под мобилизацию в ВСУ или под обвинения в государственной измене со стороны СБУ. И третий – затягивать дело в судебных проволочках, оттягивая процесс на как можно более долгий период. А там – как в притче про Ходжу Насреддина – или ишак сдохнет, или хан.
В любом случае, согласно закону, само подтверждение аффилированности УПЦ с РПЦ со стороны Госэтнополитики лишит ее права пользоваться имуществом, полученным в аренду от государства, т. е. большинством церквей, куда ходят миллионы прихожан. Отличие от варианта, при котором УПЦ полностью запретят, лишь в том, что в двух других случаях церковь сохранит лишь то имущество, которое находится у нее в собственности.
Невзирая на то что процесс «исправления» УПЦ не завершен, у нее уже активно отбирают церковную недвижимость по поводу и без. Например, в Киеве недалеко от Контрактовой площади на Подоле находится женский Флоровский монастырь, который существовал там еще при советской власти. И тогда, и сейчас напротив его центрального входа находились ворота военной части. В советское время это никого не смущало, но сейчас киевский режим считает иначе.
Руководитель Государственного историко-архитектурного заповедника «Киев стародавний» Маленков заявил, что «во Флоровском монастыре исключительно русский язык», а значит монахини являются шпионками, сливающими российской разведке важную информацию о «стратегических объектах» возле Контрактовой площади. В результате у УПЦ отбирают Флоровский и Покровский монастыри, а также Ильинский и Крестовоздвиженский храмы, находящиеся на балансе указанного заповедника.
Сообща с киевским режимом против УПЦ МП выступает созданная в 2018 году Православная церковь Украины (ПЦУ). Ее глава Епифаний Думенко назвал УПЦ «неканонической» и «духовно вредной», а также обвинил ее в том, что она «силовым путем» препятствует своим общинам «переходить в ПЦУ».
На самом деле с помощью власти и молодчиков из украинских националистов, а также при попустительстве полиции ПЦУ силой отбирает храмы УПЦ и выставляет оттуда ее священнослужителей. После этого ПЦУ начинает проводить там свои службы, но прихожане отказываются посещать отобранные храмы, а ПЦУ обвиняет в этом УПЦ.
Нужно отметить, что ПЦУ изначально была создана как антироссийская церковь, что подтвердил недавний доклад Епифания Думенко на собрании ее руководства под названием «Архиерейский собор». В 15 страничном тексте доклада Россия и РПЦ были упомянуты 106 раз в крайне негативном ключе. При этом все церкви, которые не признают ПЦУ, по словам Думенко, «заражаются ересью русского мира» и зависят от Москвы.
Как признал бывший клирик Черновицко-Буковинской епархии УПЦ Орест Драгина, перешедшего несколько месяцев назад в ПЦУ, прихожане храма, в котором он служит, не поддержали его выбор и не захотели идти в ПЦУ вместе с ним. Лишь менее 20% продолжили посещать захваченный храм, а остальные остались верными УПЦ.
Священнослужители ПЦУ сами прекрасно видят, что верующие Украины не хотят к ним идти, пока у них остается альтернатива в виде храмов УПЦ. Но не все это признают.
Спикер ПЦУ Евстратий Зоря заявил, что «переведенные» из УПЦ храмы стоят пустыми, лишь в зоне боевых действий: «Очевидно, что там могут быть не только покинутые храмы, но и школы, детские сады, магазины и жилье – потому что люди боятся туда возвращаться». По его словам, ПЦУ также была вынуждена «отдать в войска сотни капелланов, а процесс воспитания священнослужителей – длительный».
Вот только в составе ПЦУ находится более 4500 священнослужителей, а в ВСУ отправили порядка 80 капелланов, так что эта причина совсем не главная.
Другой представитель ПЦУ митрополит Драбинко подчеркнул, что с момента изгнания представителей УПЦ с территории Киево-Печерской лавры она практически опустела: «Раньше жизнь бурлила: девять Литургий ежедневно служилось, паломники были, свечи покупали, записки брали. А теперь в лавре – тишина, анимация, пять монахов новопостриженных».
Аналогичная ситуация наблюдается и во многих других городах – «храмы стоят пустыми». Драбинко также отметил, что «пока руководство ПЦУ и УПЦ МП не сядут за стол переговоров, решить вопрос невозможно».
Ну или пока УПЦ полностью не запретят и не отберут у нее все церкви, а самих священнослужителей либо выставят с Украины, лишив гражданства (как митрополита Онуфрия), либо мобилизуют в ВСУ воевать против России.
Возвращаясь к вопросу лишения гражданства главы УПЦ, нужно отметить, что оно вызвало возмущение большинства украинских верующих. Так медик Бродецкая, воевавшая в составе ВСУ, опубликовала видеообращение к Зеленскому, в котором заявила, что возвращает ему все награды и ордена, полученные за время его президенства, а также предложила отнять украинской гражданство и у нее.
Украинский политолог Константин Бондаренок считает, что подобная инициатива может стать массовой: «На Украине многие верующие не просто возмутились, но и активно демонстрируют свое отношение к произволу властей».
Через месяц будет понятно, пойдет ли хунта Зеленского на дальнейшую конфронтацию с верующими и полное закрытие УПЦ МП или побоится пересечь ту невидимую черту, за которой ее настигнет гнев миллионов прихожан православной церкви.