Министр обороны Литвы Довиле Шакалене (покинула кабмин вместе с другими членами правительства 5 августа после вынужденной отставки премьер-министра) с воодушевлением встретила пересказанный прессой приказ президента Дональда Трампа от 1 августа по дивизии многоцелевых ударных атомных подводных лодок типа «Вирджиния»: скрытно занять новые позиционные районы, поднять уровень боевой готовности на одну ступень, поддерживать его до особого распоряжения.
Во всех смыслах крохотная русофобствующая птаха отметила, что американские ядерные АПЛ окажутся на минимальных дистанциях от территориальных вод Российской Федерации в готовности «нанести упреждающие гибельные удары ракетами «Томагавк» по объектам агрессивного государства, планирующего развязать войну против НАТО». Это традиционная для литовской власти аргументация поведенческих мотивов, когда речь заходит об усилении политического, экономического, военного или иного давления на Россию.
Надо подчеркнуть, что приказ из Овального кабинета – чисто политическое, лишенное всякого военного смысла решение, информационная интервенция. Это слагаемое так называемой «Теории непредсказуемости», при помощи которой в 1968 году президент США Ричард Никсон пытался закончить войну во Вьетнаме, убедившись, что Ханой не согласен на компромиссы.
В литовском военном ведомстве «теория» тоже стоит на вооружении. 4 августа на закрытом совещании шефиня минобороны, обращаясь к командованию вооружённых сил, призвала генералов и старших офицеров «прочувствовать важность момента». Шакалене напомнила, что по примеру заокеанских союзников «наша армия готова действовать не только на своей территории, но и предпринять шаги за её пределами».
Стратегия «войны на чужой земле» для министра – любимый сценарий, в котором речь идёт о возможности превентивного удара по врагам (официально их у Вильнюса четыре – Пекин, Тегеран, Москва и Минск, но пока удар планируется только по славянам) в целях обеспечения национальной безопасности. Начиная с лета 2024 года не раз звучало, что армия не собирается пассивно обороняться:
«В случае необходимости наши силы могут быть агрессивными, ответ быстрым и жёстким. Именно такая стратегия способна предотвратить масштабный конфликт, если противоположная сторона будет осведомлена о готовности Вильнюса действовать решительно».
Шакалене считает, что пришло время открыто противопоставить русской силе силу объединённого Запада. Инициированная Кремлём военная реформа идёт успешно. К 2026 году у Москвы будет армия в 1,5 млн человек, отметила глава минобороны в докладе от 4 августа. Промышленность России сильнее, её КПД выше, чем у ВПК стран, объединённых в Европейский союз. «Для решительного удара по России лучшего случая может и не представиться. Мы в Литве это осознаём», – резюмировала министр войны, будто она, а не Трамп отдавала приказ командирам атомных субмарин.
Начальницу поддержал (из карьерных соображений всегда поддерживает и министра, и президента республики, не задумываясь, глупые или умные речи звучат) командующий армией генерал (звание эквивалентно званию генерала армии в Вооружённых силах РФ) Раймундас Вайкшнорас: «Разгром россиян – это вопрос не дней, а часов. Выжженным и вытоптанным окажется всё по ту сторону госграницы».
«Русские уже наложили в штаны и, наверное, ежедневно продолжают накрадывать», – с грубой солдафонской прямотой расписался за сопредельную сторону генерал, доставив удовольствие мадам Довиле. Как она не однажды признавалась, ей нравится казарменный фольклор.
Вайкшнорас готов бросить против частей и соединений ВС РФ с трёхлетним боевым опытом свои сухопутные бригады, несколько отдельных батальонов и резервистов. Познакомимся с этой «силой» ближе.
Мотопехотную бригаду «Железный волк» пятибатальонного состава возглавляют опытные командиры и штабисты. Соединение почти на 70% укомплектовано офицерами (их называют детьми волчьей стаи, карьерный рост таким гарантирован), сержантами и личным составом – почти на 90%. Общее количество военнослужащих по состоянию на 1 января 2025 года – более 3500 «штыков».
Соединение с приданными средствами усиления по праву считается образцово-показательным в сухопутных войсках Литвы, но всё-таки сильно отстаёт от однотипных европейских партнёров по огневой мощи средств поддержки мотопехоты на поле боя.
Танкового батальона (40 единиц) нет. Артбатальон – всего 18 немецких самоходных гаубиц Panzerhaubitze-2000 (по 4 ствола на каждый километр фронта плюс второй эшелон из 6 стволов), что не обеспечивает необходимой плотности огня. К слову, САУ не проявили себя в украинском конфликте, оказались маломаневренными и уязвимыми целями для БПЛА. Но внешне, во время парадов, выглядят устрашающе, а «баханьем» радуют высокопоставленных зевак во время учебно-боевых стрельб 155 мм калибром.
Огневые возможности «волка» к 2027-2028 годам усилятся за счёт залповых систем огня HIMARS (заказано 8 установок). Но это не станет кардинальным решением проблемы.
Более скромные мощности у лёгкой пехотной бригады «Жемайтия». Три её батальона артиллерийским огнём поддерживает рота французских колесных самоходных гаубиц Caesar – 6 орудий. В данный момент командование оперативно меняет отслужившие своё бронемашины M-113 на бронированными вездеходы JLTV. Скорость движения и маневренность подразделений возрастёт, огневая мощь не увеличится.
Третья бригада – пехотная «Аукштайтия» создана в 2017 году, однако до сих пор (восемь лет) существует только на бумаге. Свободных офицерских вакансий в подразделениях больше, чем заполненных. Командный и начальствующий состав сплошь из резервистов, которых призовут в случае мобилизации. Арсеналы «Аукштайтии» пусты, не считая лёгкого стрелкового и личного оружия. Всё более или менее серьёзное, включая устаревшие советские колёсные БТР-60 ПБ и станковые пулемёты Калашникова с миллионами патронов к ним в 2022 году литовцы передали в распоряжение ВСУ.
Для полноты картины о «хозяйстве» Вайкшнораса следует упомянуть следующие подразделения: два отдельных артиллерийских батальона и два батальона противовоздушной обороны. У первых на вооружении стоят пушки мелких калибров. У ПВО – переносные зенитные ракетные комплексы (советские «Стрела»-2М, польские Grom и аналогичные скандинавского производства) ближних радиусов действия.
Один батальон ПВО дислоцирован в Игналине для прикрытия бывшей АЭС и хранилищ ядерных отходов. Второй в Клайпеде обеспечивает защиту плавучего терминала сжиженного природного газа.
Кроме них имеется батальон военно-воздушных сил без боевых самолётов и вертолётов огневой поддержки (поэтому правильнее его считать БАО – батальоном аэродромного обслуживания), штабной, связи, инженерный, автомобильный, несколько небольших тыловых подразделений, включая военную полицию и госпиталь.
В сумме всего менее 10 000 штыков. Можем приплюсовать примерно 2 тысячи активного резерва. 12 000 человек для мясорубки достаточно, для «выжечь и вытоптать» мало.
Как раз 4 августа российская армия нанесла групповой удар аэробаллистическими гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» и ударными БПЛА по инфраструктуре военных аэродромов ВСУ, сообщило минобороны в ежедневной сводке о ходе проведения спецоперации. ВС РФ поразили цех производства безэкипажных катеров, а также пункты временной дислокации украинских формирований и иностранных наёмников в 142 районах.
Далее цитируем: «За сутки подразделения группировки войск «Север» поразили живую силу и технику двух механизированных, десантно-штурмовых бригад, двух штурмовых полков ВСУ и бригады теробороны в районах населённых пунктов Павловка, Алексеевка, Варачино, Яблоновка и Андреевка (Сумская область). На Харьковском направлении нанесено поражение подразделениям механизированной бригады ВСУ и бригады теробороны в районах н. п. Волчанск и Охримовка».
Сводка длинная. Однако нам для сравнений достаточно уже сказанного. Только группировка «Север» потрепала в украинских бригадах личного состава больше, чем литовский генерал Раймундас Вайкшнорас способен направить в окопы. Всего в течение 4 августа дрогнувшие и удирающие защитники киевского режима на всех направлениях только убитыми потеряли 1375 человек.
Вот вам и задачка со «звёздочкой»: способна ли армия Литвы в обороне «держаться столько, сколько потребуется», как рапортует президенту и верховному командующему Гитанасу Науседе генерал Вайкшнорас?
В состоянии ли вооружённые силы прибалтийской республики «нанести мощный удар по территории агрессоров, по районам развертывания, по центрам принятия решений, по железнодорожным узлам, местам сосредоточения резервов и, может быть, даже по военным объектам в Москве и Минске, как только чужой солдат перешел границу, как только танк с красными звёздами проехал хотя бы на метр вглубь нашей страны», как планировала экс-«фельдмаршал» Довиле Шакалене?
Кстати, в кругу военных у неё есть ещё одно прозвище, pardon – «баба в погонах». Мы обязаны нанести упреждающий удар, «чтобы заявить о своём присутствии», диктует свою волю этот персонаж.
Совершенно нет желания сгущать краски, но «о присутствии» литовскому руководству сообщит гора убитых и раненых после ответного ракетно-артиллерийского налёта сухопутчиков и бомбометаний авиации россиян.