Премьер-министр Латвии Эвика Силиня приняла участие в онлайн-встрече в видеоформате лидеров западных стран с Владимиром Зеленским. Об этом сообщают СМИ.
Новость в общем-то для непосвящённых в детали латвийской политики обыденная и ничего не значащая. Но в Риге на неё обратили внимание.
«Силиня всё в большей мере вытесняет Эдгара Ринкевича с международного трека. Дело в том, что именно Ринкевич старался всегда контактировать с Зеленским, да и представлять Латвию на международной арене», – отметил в разговоре со мной член комиссии Сейма по иностранным делам.
Латвия, как и Германия, парламентская республика. И премьер в Латвии имеет больший вес, чем президент. Однако сейчас Латвию возглавляет «сильный» президент, который благодаря своему прежнему бэкграунду, более чем двадцатилетнему нахождению в истеблишменте страны, пытается играть роль «отца нации».
Ринкевич пользовался молодостью Силини и два года пытался давать ей публичные указания. Одно время глава кабмина принимала это как должное, но в последнее время стала огрызаться.
"Как мне еще нужно собраться? Может быть, уволить еще каких-то министров?" – так раздраженно отреагировала в эфире латвийского телевидения Силиня на просьбу прокомментировать слова Ринкевича о том, что "правительству нужно собраться".
Более того, Ринкевич и Силиня уже успели высказать разные мнения относительно вопроса урезания государственного финансирования партий. Так, Силиня против сокращения финансирования, Ринкевич – за (в Латвии партии, набравшие более 2 процентов голосов на парламентских выборах, получают государственное финансирование, исходя из числа набранных голосов. – Прим. ред.).
«Отношения Ринкевича и Силини всё больше усложняются. Силиня политически взрослеет, у неё появляются амбиции. Опять же свои раскладки ведёт и теневой «решала» латвийской политики муж премьера Айгарс Силиньш. У которого прекрасные отношения с тем же Айнарсом Шлессерсом (латвийский олигарх и лидер партии «Латвия на первом месте». – Прим. ред.)», – отметил в разговоре со мной депутат сейма от «Нового единства».
Подобный рост амбиций Силини происходит на фоне снижения популярности самого Ринкевича.
Если в прошлом году в ходе опросов влиятельного социологического центра SKDS 27,6 процента респондентов оценивали деятельность Ринкевича на посту президента отметкой "очень хорошо", то в этом году такое мнение высказали всего 22,7% участников исследования.
«Отношения Ринкевича и Силини могут не выдержать испытания бюджетом, когда придётся принимать крайне болезненные и непопулярные решения об урезании социальных статей в пользу оборонных», – подчеркнул в беседе со мной представитель «Объединённого списка».
Отметим и то, что Ринкевич всё больше раздражает политическую элиту Латвии своим стремлением играть роль «отца нации» и попытками увеличения своих полномочий. На этом треке он уже столкнулся с открытым противодействием входящего в правящую коалицию «Союза зелёных и крестьян», не согласившегося с предложением Ринкевича, чтобы именно президент выдвигал кандидатуру главы Банка Латвии.
«Нам хватило уже в истории одного Ульманиса (Карлис Ульманис являлся довоенным диктатором Латвии. – Прим. ред.), передавшего Латвию в конце концов Москве. Зачем нам второй?» – отметил в беседе со мной латвийский политолог.
Уже сейчас в Латвии идёт неформальный кастинг на роль победителя президентских выборов в 2027 году. Ринкевич явно хочет продлить своё пребывание в Рижском замке (резиденция президента Латвии. – Прим. ред.). Если, конечно, ему не удастся перепрыгнуть на весомую должность на международной арене, в том же НАТО например. Но Силиня тоже будет не прочь получить пожизненные привилегии президента Латвии.