«Зигзаги» тарифной политики США в Южной Америке: Белый дом против Лондона

Администрация Трампа благотворит Хавьеру Милею и не жалует британские Фолкленды

История с тарифной политикой администрации Дональда Трампа позволяет таить примечательные закономерности, свидетельствующие о растущих межимпериалистических противоречиях на «заднем дворе» Америки. К примеру, максимально высокие – 41-процентные – пошлины введены США в отношении Фолклендских (по-аргентински Мальвинских) островов, которые Аргентина с начала XX века оспаривает у Великобритании. Причем в 1982 г. аргентинцам даже удалось временно захватить архипелаг, но поддержанная США британская СВО быстро восстановила здесь суверенитет англичан.

Сама же Аргентина «удостоилась» только 10-процентных пошлин. Во многих местных СМИ это расценивают, прежде всего, как косвенную поддержку Трампом претензий Буэнос-Айреса на Мальвины, а также отказ в феврале 2024 г. от присоединения страны к БРИКС. Примечательно также, что известная торговая сделка в мае с. г. Вашингтона и Лондона не привела к снижению рекордно высоких пошлин США против импорта с Фолкленд... 

Аргентинский президент Хавьер Милей заявил в этой связи, что «истинные друзья всегда будут друзьями. Всё идёт по плану». В стране популярно и схожее мнение местных политиков: «Дональд Трамп, объявивший новые пошлины, потрясающе отнесся к Аргентине. Это эквивалентно наличию соглашения о свободной торговле».

Напомним в этой связи, что в административный состав Фолклендских островов входят острова Южная Георгия, Южные Сандвичевы, Южные Шетландские, в общей сложности позволяющие контролировать до трети акватории Южной Атлантики. Соответственно, запретительные пошлины США против Фолкленд распространяются на этот обширный британский регион.

Доля США в фолклендском экспорте занимает не более 15%: это рыба, рыбопродукты, овечья шерсть. Переориентировать этот поток на Аргентину проблемно ввиду тамошних высоких пошлин в отношении Фолкленд. Имеется информация, что в Лондоне введут дополнительные преференции для фолклендских товаров и для оплаты фрахта в направлении метрополии и обратно: как-никак это почти 13 тыс. км (до южных британских портов), но не более 400 км до южной Аргентины.

По данным портала Neftegaz.ru, «ещё в 2010 году в районе шельфа Фолкленд были обнаружены значительные запасы нефти, которые, по мнению ряда экспертов, в 13 раз превышают нефтяные запасы Северного моря». Плюс к тому, «архипелаг находится в Южной Атлантике, где пересекаются важные морские маршруты, связывающие Южную Америку, Африку и Антарктиду».

Столь выгодное расположение архипелага позволяет Великобритании контролировать в этом обширном регионе транспортные потоки, что «усиливает её влияние в регионе. Военное же присутствие Лондона на архипелаге усиливает британский контроль над стратегически важной акваторией, обеспечивая Великобритании устойчивые позиции в Южной Атлантике».

Устоявшаяся политико-экономическая конфигурация, обеспечивая присутствие Великобритании в данном регионе, уже, по всей видимости, не устраивает США. Хотя в мае-июне 1982 г. США политическими и военными мерами поддержали британскую операцию на архипелаге, захваченном с апреля аргентинским десантом...

Похоже, означенная пошлинная политика США распространяется и на важнейший форпост Британского содружества в регионе Гайану, получившую от США аж 38-процентные пошлины от США. К слову, даже в отношении явно неугодных Вашингтону Венесуэлы и Никарагуа введённые пошлины США значительно ниже – 15 и 18 % соответственно.

По имеющейся информации, в Вашингтоне рассчитывают на долгосрочную концессию по нефтегазодобыче на гайанском шельфе, на который претендует Каракас. В этой связи компания «Шеврон» в середине июля с. г. получила доступ к ключевым ресурсам на этом шельфе, что позволит Джорджтауну добиться снижения введённых американских пошлин (консультации уже проводятся). В декабре 2023 г. Лондон направил к берегам Гайаны ВМС для защиты страны от возможной агрессии Венесуэлы, а США ввели патрулирование воздушного пространства Гайаны, в том числе ее границы с Венесуэлой. Но характерно, что эти действия Лондона и Вашингтона не были совместными.

Характерно и то, что, по данным The Guardian, Гайана в первой декаде декабря 2023 г. обратилась за помощью к ООН и США (а не Великобритании) после того, как Николас Мадуро приказал принять меры для аннексии сопредельного района Эссекибо площадью в 159,5 тыс. кв. км, изобилующей запасами нефтегазового сырья, особенно на её шельфе. 

К настоящему времени Каракас согласился на переговоры с Джорджтауном об уточнении границ и не оспаривает участия «Шеврона» в освоении энергоресурсов гайанского шельфа.

Заметим, в отношении других британских территорий в регионе и членов британского Содружества в Западном полушарии импортные пошлины США пока не превышают 10 %. Соответственно, усиленное внимание к Фолклендам и Гайане объясняется как геополитической составляющей, так и интересами «большого» американского бизнеса, стремящегося отогнать конкурентов подальше, насколько это возможно.

Другие материалы