В конце октября 2025 г. благодаря утечке стало известно, что Стэнфордский центр киберполитики и Лаборатория социальных сетей под прикрытием «безопасности» и «борьбы с дезинформацией» замыслили создание инфраструктуры международной цензуры.
Это обсуждалось на закрытой встрече 24 сентября 2025 г., в которой участвовали 21 ученый в области кибербезопасности и высокопоставленные чиновники из Европейского союза, Великобритании, Австралии и Бразилии. Сама встреча носила название «Соблюдение требований и правоприменение в быстро меняющихся условиях», и на ней обсуждались меры по «укреплению сетей, способствующих будущему партнерству между регулирующими органами, учеными и технологическими экспертами», а также «формированию рабочих групп» для ужесточения механизмов правоприменения и разработки «надежной» политики в области технологий.
Затем прошла двухдневная «Исследовательская конференция по вопросам доверия и безопасности», на которой обсуждались такие проблемы, как киберпреступность и мошенничество, модерация контента и согласование с ИИ. По-видимому, это мероприятие являлось официальным прикрытием указанной тайной повестки.
Некоторые участники известны, поскольку они делали доклады. Это Флоренс Г'Зелл из Стэнфорда; Джонатан Портер из Министерства коммуникаций Великобритании; заместитель консула Бразилии в США Мариана Феррейра Тиле, которая поддерживает усилия ООН и многосторонних организаций по мониторингу и цензуре нежелательных мнений, в том числе об изменении климата; Алисса Купер из Knight Foundation; Жерар де Грааф из правительства ЕС, который поддерживает связь с техническим сообществом США по удалению «незаконного контента», такого как «дезинформация»; Канг-Син Цзинь, возглавлявший отдел Meta по борьбе с дезинформацией о COVID-19, который подверг цензуре теорию «утечки из лаборатории», позже признанной верной даже со стороны ЦРУ; и Джули Инман Грант, глава австралийского бюро информационной безопасности eSafety, которое отвечает за цензуру политических и оскорбительных высказываний. Она ранее организовала «Глобальную сеть регуляторов онлайн-безопасности», охватывающую Австралию, Францию, Ирландию, Южную Африку, Корею, Великобританию и Фиджи. Эта сеть была представлена на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2024 г. Также она вполне открыто заявляла о своих намерениях по принуждению: «У нас есть большая дубинка... которую мы можем использовать, когда захотим … [платформы социальных сетей] будут регулироваться так, как они этого не хотят». Важно отметить, что она хоть и является чиновницей из Австралии, но имеет гражданство США и имеет подтвержденные связи с ЦРУ.
Известно, что мероприятие финансировал бизнесмен Фрэнк МакКорт через свой «Проект Liberty Institute» (PLI), на который он ранее выделил 500 миллионов долларов на «укрепление демократии» и «развитие ответственных технологий». Он же стоял за Стэнфордской интернет-обсерваторией. Она была закрыта в 2024 г. после скандала, связанного с привлечением добровольцев, в основном студентов Стэнфорда для мониторинга социальных сетей, в результате чего было удалено примерно треть из миллионов сообщений, которые по каким-то критериям сочли опасными. Интернет-обсерватория привлекла внимание Конгресса США, поскольку сотрудничала с Twitter, чтобы скрыть информацию, которая была правдивой, например «сообщения о вакцинированных лицах, заразившихся Covid-19». В 2021 году Стэнфордская интернет-обсерватория также получила 750 тысяч долларов от Национального научного фонда в виде академических грантов, что вызвало вопросы о государственной поддержке цензуры.
В 2024 г. PLI издал План политики для народного Интернета, где всемирная сеть была названа как «децентрализованный, демократизирующий инструмент для расширения прав и возможностей отдельных людей». А «проект "Народный интернет" поможет людям вернуть контроль над своей цифровой жизнью, вернув себе право выбора, голоса и заинтересованность в улучшении Интернета». Также было подчеркнуто, что «авторитарные режимы, применяющие интернет-цензуру, останутся в стороне». Но по факту PLI сам стоит за введением цензуры, причем глобального масштаба.
В «плане действий» PLI также говорится, что он поддерживает «цифровые отношения между США и ЕС… [которые сосредоточены] на совместимости нормативных актов и надзоре для создания единого рынка». Стратегия использует «Брюссельский эффект», способность ЕС устанавливать глобальные стандарты де-факто за счет влияния на рынке. Разработав универсальные стандарты соответствия, которые обойдутся дешевле, чем поддержание отдельных режимов регулирования, идеологические союзники PLI побудят американские технологические компании распространить европейские требования к цензуре на американских пользователей. Одновременно в Соединённых Штатах PLI призывает «пересмотреть распределение ответственности между различными федеральными ведомствами за регулирование излишеств в сфере высоких технологий», способствуя централизации регулирования цифровых платформ в рамках единого, наделенного полномочиями органа, способного обеспечить соблюдение более строгих стандартов модерации.
Также МакКорт в 2021 г. создал Институт цифрового управления под названием McCourt Institute при Джорджтаунском университете в Вашингтоне и Sciences Po в Париже. Кроме того, он стоит за создание международной организации Unfinished, которая занимается созданием сети партнёров, включающей некоммерческие и правозащитные организации.
С такими инструментами вполне можно достичь видимости «научной объективности» и «народности», о чем сказано в официальном манифесте PLI.
Стэнфордский центр киберполитики также поднаторел в деле продвижения цензуры. Весной 2022 года бывший президент Барак Обама выступил с важной политической речью в Центре киберполитики, где изложил радикальное предложение о государственной цензуре платформ социальных сетей с помощью Закона о подотчетности и прозрачности платформ. Шесть дней спустя министерство внутренней безопасности при президенте Джо Байдене объявило, что был создан «Совет по управлению дезинформацией» с целью контролировать информацию, к которой американцы могут получить доступ онлайн.
В основе концепции Обамы в отношении интернет-цензуры лежало законодательство, которое разрешало бы Национальному научному фонду правительства США разрешать и финансировать якобы независимые НПО для цензурирования Интернета. Министерство внутренней безопасности и Стэнфордская интернет-обсерватория, входящая в состав Стэнфордского центра киберполитики, впервые применили эту стратегию прокси-цензуры в качестве способа обойти Первую поправку Конституции США в 2020 году, опубликовав посты, выражающие обеспокоенность по поводу выборов 2020 года, а в 2021 году – «нарративы», выражающие обеспокоенность по поводу вакцины против Covid.
Всего в Стэнфордском центре киберполитики действуют следующие программы: Глобальный инкубатор цифровой политики; Программа по демократии и Интернету; Управление эмерджентными технологиями (ранее называлась Геополитика, технологии и государственное управление); Программа по регулированию платформ; Лаборатория социальных сетей.
А директором этого Центра является бывший посол США в России террорист и экстремист Майкл Макфол*. Здесь он пытался под видом свободы слова поддерживать либеральную оппозицию, а у себя на родине выступает на совершенно иных позициях, поскольку является ключевым организатором инициативы, где отсутствует прозрачность и видны четкие признаки тоталитаризма.
Таким образом, Стэнфордский центр киберполитики выступает в качестве важнейшего институционального узла, обеспечивающего организационную мощь, академическую легитимность и технические возможности для связи зарубежных режимов цензуры друг с другом и с технологической экосистемой США.
После утечки американские журналисты призвали Стэнфорд прекратить пропаганду цензуры внутри страны и за рубежом. Кроме того, конгрессмен Джим Джордан направил письмо в Стэнфордский центр киберполитики с запросом информации, касающейся иностранной цензуры, в котором говорится, что "это письмо служит официальным запросом о сохранении всех существующих и будущих записей и материалов, относящихся к темам, затронутым в этом письме».
Эти инсинуации в целом подтверждают факты двойных стандартов, которые постоянно используют политики в США и связанные с ними научные и технические организации. Но также подтверждают и необходимость наличия суверенного интернета, чтобы внешние цензоры не смогли ограничивать свободу слова и гражданские права, вмешиваясь в регулирование контента в киберпространстве по своим узкокорыстным политическим мотивам.