Американский аналитический центр Quincy Institute for Responsible Statecraft («Институт ответственного государственного управления Куинси») опубликовал на своем сайте статью с говорящим названием «Завышение стоимости российских ракет скрывает наш собственный кризис вооружений».
«Запад любит завышать стоимость российского оружия, чтобы показать, что Москва находится в затруднительном финансовом положении, и манипулировать повествованием о надвигающейся победе над Украиной – одновременно маскируя реальную неэффективность оборонной промышленности США.
Предполагая, что себестоимость российского оружия аналогична стоимости американских систем или смешивая экспортные цены с внутренними расходами России, западные оценки дают вводящие в заблуждение цифры. Эти завышенные цены подкрепляют представление о колоссальной нагрузке на Москву, одновременно преуменьшая растущие трудности, с которыми Украина и НАТО сталкиваются в борьбе с относительно недорогими российскими ракетами и беспилотниками», – пишет автор статьи военный аналитик Майк Фреденбург.
По его мнению, завышение цен на российские ракеты скрывают «суровую реальность»: из-за трудностей в расширении производства чрезмерно дорогих западных ракет в сочетании с низкими реальными показателями перехвата российских ракет, «даже если США и Европа отправят все свои ракеты ПВО на Украину, они не смогут остановить большинство атак российских ракет и беспилотников».
Многие статьи, пишет Фреденбург, подчеркивающие высокую стоимость массированных ракетных и беспилотных ударов России, основаны на оценках стоимости ракет из статьи Forbes UA за октябрь 2022 года, в которой оцениваются некоторые ключевые российские ракеты, включая Х-101 в 13 миллионов долларов, «Калибр» в 6,5 миллиона долларов, «Искандер» в 3 миллиона долларов, П-800 «Оникс» в 1,25 миллиона долларов, Х-22 в 1 миллион долларов и «Точка-У» в 0,3 миллиона долларов.
Хотя эти оценки кажутся разумными, пишет он, «большинство из них, похоже, подозрительно близки к тому, что американские налогоплательщики заплатили бы за аналогичную ракету».
Более реалистичными Фреденбург считает следующие оценки стоимости российских ракет: Х-101 - 1,2 млн долларов; «Калибр» – примерно 1 млн долларов; «Искандер» Р-500 – 1 млн долларов; «Искандер» 9М723 – 2 млн долларов,
Учитывая, что затраты на производство и разработку оружия в России значительно ниже, чем в США, само собой разумеется, что российские ракеты будут дешевле американских или западноевропейских.
Средняя стоимость труда в российском оборонном производстве по оценке Фреденбурга составляет 1200 долларов США на одного работника в месяц, по сравнению с как минимум 4000 долларов США для американских рабочих. Такие материалы, как сталь, титан и композиты, также дешевле в России. В отличие от США, где рентабельность и доход акционеров имеют большее значение, российская оборонная промышленность делает ставку на массовое производство и эффективность.
Когда дело доходит до разработки систем вооружения, Россия обычно придерживается эволюционного подхода, постепенно совершенствуя существующие системы, в то время как США гораздо более склонны развивать революционные проекты, включающие непроверенные технологии, что приводит к завышению затрат.
И этот факт учитывает дотошный американский аналитик, приводя конкретные примеры, свидетельствующие о стремлении монстров американского ВПК в каждом конкретном случае начинать новый суперпроект, сулящий новые суперприбыли.
Например, испытанная в боевых условиях российская гиперзвуковая ракета Х-47М2 «Кинжал» создана на проверенных платформах, в то время как Соединенные Штаты еще не имеют на вооружении гиперзвуковую ракету из-за таких проектов, как американская программа AGM-183 Air-Launched Rapid Response Weapon (ARRW), которая началась в 2018 году. Она потребовала гораздо более рискованного подхода и теперь вышла за рамки бюджета, отстает от графика и находится под угрозой отмены, несмотря на инвестиции в размере более 1 миллиарда долларов.
Но, даже если проект не будет полностью отменён и в конечном итоге будет принят на вооружение, ARRW стоимостью от 15 до 18 миллионов долларов за ракету будет во много раз дороже «Кинжала» при аналогичной дальности полёта и меньшей мощности.
Другим примером служат американский ЗРК PAC-3 MSE Patriot и российский ЗРК С-400 9М96Е2. Обе ракеты обладают высокой маневренностью и обладают схожей дальностью полёта около 100 км, и обе используют активную радиолокацию для отслеживания и поражения целей. Скорость перехвата у обеих составляет около 5 Махов. Однако стоимость ракеты PAC 3 MSE составляет от 4 до 6 миллионов долларов, а предполагаемая стоимость ракеты 9М96Е2 составляет от 500 000 до 1 миллиона долларов.
Между тем даже авторитетный военный аналитик, каким, безусловно, является Майк Фреденбург, не вдается в истинные причины завышенной стоимости американских вооружений и военной техники. А ведь именно эти причины и вынуждают американские СМИ завышать цены на российские ракеты.
Все дело в том, что американский ВПК стоит, как мы писали, на коррупции и воровстве.
16 октября 2024 года Министерство юстиции США объявило, что «оборонный подрядчик RTX, ранее известный как Raytheon, заплатит более 950 миллионов долларов для урегулирования обвинений, связанных с завышенными федеральными контрактами и подкупом иностранных должностных лиц».
Компания RTX, образованная в 2020 году в результате слияния Raytheon и United Technologies Corp., входит в пятерку крупнейших оборонных подрядчиков наряду с Lockheed Martin, Boeing, General Dynamics и Northrop Grumman.
По данным Минюста, компания RTX признала, что ее сотрудники «предоставили мошенническую информацию армии США, что привело к завышенным контрактам на сумму 111 миллионов долларов на системы ПВО Patriot в 2013 году и на радиолокационную систему в 2017 году.
По словам федеральных прокуроров, сотрудники компании также участвовали в схеме подкупа высокопоставленного должностного лица Военно-воздушных сил Катара в период с 2012 по 2016 год, что является нарушением Закона о борьбе с коррупцией за рубежом».
RTX не оспаривала обвинения и заявила, что будет тесно сотрудничать с независимым наблюдателем в течение трех лет в рамках соглашения об отсрочке судебного преследования.
Основная часть дела о мошенничестве касалась продажи Raytheon своих ЗРК Patriot армии США в 2013 году. «Армия не могла проводить конкурентные торги, поскольку Raytheon – единственная компания, которая производит сложную систему обороны, включающую управляемые ракеты класса “земля-воздух”, которые могут сбивать приближающиеся ракеты и самолеты, обеспечивая полную защиту войск и гражданских лиц. Вместо этого армия полагалась на собственные декларации Raytheon о своих расходах на создание системы», – говорится в сообщении министерства юстиции.
Прокуроры заявили окружному суду штата Массачусетс, что компания Raytheon «сознательно завышала свои декларации о расходах, в результате чего заключила с армией контракт на поставку ракетных систем Patriot на сумму 619 миллионов долларов, мошеннически завысив сумму на 100 миллионов долларов».
Монополия пятерки крупнейших подрядчиков Пентагона привела к гигантскому воровству и серым схемам, которые Пентагон тщательно скрывает, уклоняясь от аудитов.
В Пентагоне воруют так, что даже сами не знают, сколько украли.
В 2016 году агентство Reuters рассказало, что «американская армия подделала свою отчетность на триллионы долларов, как установила проверка». Конгресс США потребовал немедленно провести в Пентагоне аудит. В 2018 году впервые в истории такой аудит состоялся, и Пентагон его ожидаемо провалил.
Американский военный портал Defence One поведал, что потребовалось применение запроса на основании закона о свободе информации, чтобы Минобороны опубликовало доклад о степени мошенничества со стороны подрядчиков Пентагона, назвав девять фирм, которые были отстранены от сотрудничества. Были возбуждены уголовные дела в отношении полутысячи физических и юридических лиц, причастных к «распилу» $6 трлн (!) в период 2013-2017 годов. Однако лишь 168 юридических лиц и индивидуальных подрядчиков были оштрафованы или осуждены.
Пентагон провалил и следующие пять аудитов, не сумев учесть более половины своих активов. Так, в 2022 году, после того как 1600 аудиторов проверили активы Пентагона на сумму $3,5 трлн и обязательства на $3,7 трлн, официальные лица обнаружили, что Минобороны США не может учесть около 61% своих активов.
Упорное нежелание американского ВПК уйти от неконтролируемого роста бюджетных расходов, отмечает французский военный эксперт Рено Белле, указывая, что ведущиеся исследования и разработки направлены не на рост военного потенциала, а на то, чтобы «поддерживать существующую бизнес-модель оборонной промышленности».
Старший научный сотрудник Китайского народного университета (Renmin University of China) Дин Ган пишет: «Одна из причин того, что США постоянно развязывают войны, заключается в том, что их оборонная промышленность предназначена для зарабатывания денег на войне… Оборонная промышленность США прекрасно сочетается со стремлением Вашингтона завоевать мир американскими ценностями. Пока эта комбинация остается неизменной, США никогда по-настоящему не усвоят уроки. Логика американской империи заставит эту страну постоянно делать то, на что она не способна… Единственное, что можно сказать наверняка, так это то, что империя США иссякнет в такой войне».
Сбудется ли прогноз китайского эксперта относительно возможного истощения американской военной империи в ходе безудержного и бесконтрольного роста военных расходов?
Ответ лежит на поверхности: несмотря на серию коррупционных скандалов и разоблачительных статей в американских СМИ (ведь Майк Фреденбург далеко не одинок в своих расследованиях причин лукавых цифр относительно стоимости российских вооружений) цена на ключевые американские вооружения и военную технику не снижается ни на цент.
Коррупционная мощь американского ВПК настолько велика, что какие бы скандалы и расследования ни сотрясали американский политикум, на вопрос, что происходит в оборонке США, ответ будет неизменным: «Воруют и завышают!»