Театр Дональда Трампа показал новый красочный спектакль: в нем участвовал сам президент США и его гость наследный принц Саудовской Аравии и фактический правитель королевства Мохаммед ибн Салман. В его честь уличные фонари на вашингтонской площади Лафайет были украшены флагами обеих стран. Высокую особу приветствовал почетный караул на чёрных лошадях, герольды с трубами и пушечные залпы. Подобные помпезные церемонии устраиваются в США только для самых почетных гостей.
Саудовская Аравия, единственная в арабском мире страна, входящая в «Большую двадцатку», позарез нужна Трампу – об этом свидетельствовали его неугасающие улыбки, которые он расточал Мохаммеду. Конечно, и тот был не прочь установить более тесные отношения с США, которые резко охладели после убийства в 2018 году журналиста Washington Post Джамаля Хашогги, к которому, по данным ЦРУ, обаятельный гость Трампа имел отношение.
Но президент и не думал ворошить прошлое. Наоборот, он всячески превозносил гостя, особо отметив его работу в сфере… прав человека. Когда один из журналистов напомнил Трампу об отчете ЦРУ, где, кроме причастности наследного принца к убийству журналиста, говорилось, что правительство Саудовской Аравии было связано с организаторами терактов 11 сентября 2001 года, Трамп пришел в ярость и закричал: «Это фейковые новости!»
Он встал на защиту своего гостя, но крайне неуклюже: «Многим не нравился джентльмен, о котором вы говорите, – сказал он, имея в виду Хашогги. – Нравится он вам или нет, но такое случается, однако Мохаммед ничего об этом не знал». И добавил: «Я пожал ему руку. Мне плевать, где была эта рука».
На этом Трамп предложил закрыть тему, чтобы «не ставить нашего гостя в неловкое положение». Действительно, зачем портить досадными пустяками прекрасный вашингтонский вечер!
Тем более президент уже знал, что Эр-Рияд готов раскошелиться на инвестиции в экономику США, и хотел получить деньги как можно скорее. Сначала наследный принц готов был предоставить 600 миллиардов долларов, но расщедрился и увеличил эту сумму до фантастического триллиона. Хозяин Овального кабинета сделал вид, что не поверил своим ушам и попросил повторить цифру. Оба довольно рассмеялись.
США также утолили аппетиты своих партнеров и согласились заключить сделки Саудовской Аравии в сфере искусственного интеллекта, технологий и ядерной энергетики. Но самой вожделенной покупкой для саудовцев стало приобретение партии истребителей F-35. Ранее эти современные боевые самолеты были только у Израиля, и потому Тель-Авив встретил подобное известие с недовольной миной, опасаясь, что его военная гегемония на Ближнем Востоке может нарушиться.
Израиль вообще с ревностью следил, как Трамп обхаживает Мохаммеда. По всему видно, что еврейское государство хотя и остается фаворитом у США, но уже не таким безусловным, как раньше. Вашингтон не выполняет с прежней готовностью все прихоти Тель-Авива и постоянно диктует свои условия. В качестве примера можно привести те же F-35. США долго отказывались продавать эти самолеты из-за возражений Израиля, но выгода от сотрудничества с Саудовской Аравией оказалась сильнее. США получили важного союзника вне НАТО, с которым становится все больше разногласий.
Накануне встречи Трампа с Мохаммедом Израиль выразил желание, чтобы США увязали продажу упомянутых истребителей с согласием Садовской Аравии присоединиться к «Соглашениям Авраама». Однако Трамп и тут не согласился с Биньямином Нетаньяху. К тому же президент знал позицию Эр-Рияда в этом вопросе и не стал торопить события. Как и наследный принц, заявивший, что в принципе готов присоединиться к упомянутому документу, «но мы хотим быть уверены, что есть четкий путь к решению проблемы создания двух государств».
Трамп выразился более обтекаемо, но с традиционным оптимизмом: «Мы очень хорошо поговорили об Авраамовых соглашениях. Говорили об одном государстве, двух государствах».
Однако известно, что вопрос создания палестинского государства наталкивается на упорное сопротивление Израиля. США тоже поначалу были против, но сейчас Трамп как будто готов изменить свою позицию. Конечно, он радеет не о благополучии палестинцев, а старается ради денег, которые безумно любит. Президент рассчитывает, что в Палестину со всех ног помчатся инвесторы, и его семейство будет лидером в борьбе за супервыгодные контракты.
Еще одной причиной быть столь обходительным с Мохаммедом, было его согласие вложить деньги в восстановление сектора Газа. Наследный принц сообщил, что не готов огласить точную сумму помощи сектору, но его прервал восхищенной репликой Трамп: «Она будет большой!»
…На встрече, где демонстрировалось взаимное радушие, не обошлось без неловких моментов. Один из них возник, когда Трамп стал вспоминать, как минувшим летом США бомбили Иран. «Наследный принц, который на протяжении большей части встречи сохранял невозмутимость, если не сказать расслабленность, сильно поморщился, неловко улыбнулся, опустив голову, и нервно выпятил подбородок», – пишет издание Middle East Eyе. Тут же последовало объяснение: Саудовская Аравия, как и другие страны Персидского залива, приложила немало усилий, чтобы дистанцироваться от нападений Израиля, а затем США на Исламскую Республику.
По сообщению Саудовского агентства печати, перед визитом в Вашингтон наследный принц получил письмо от президента Ирана Масуда Пезешкиана. Его содержание не раскрывается, но почти наверняка глава Исламской Республики просил что-то передать Трампу…
Впрочем, о чем написал Пезешкиан, особо гадать не приходится. Мохаммед что-то нашептал Трампу и уже прилюдно заявил: «Мы сделаем все возможное, чтобы помочь достичь соглашения между Соединенными Штатами Америки и Ираном». Хозяин Белого дома подтвердил свою готовность к переговорам, отметив, что Тегеран также ищет контакты с Вашингтоном. При этом он снова не избежал «приступа» оптимизма: «Я думаю, что скоро мы продвинемся в этом вопросе».
Но стоит ли воспринимать эти слова всерьез? Обе стороны уже несколько раз декларировали желание решить спорные вопросы мирным путем, но постоянно наталкивались на серьезные разногласия. В данном случае, Трамп, вероятно, согласился со своим визави, чтобы не портить праздник.
Торжество действительно удалось на славу. Его венцом стал роскошный ужин, на котором присутствовали знаменитости: футболист Криштиану Роналду, гольфист Брайсон Дешамбо, глава ФИФА Джанни Инфантино, владелец Space X и Tesla Илон Маск, хозяева Amazon и Apple Джефф Безос и Тим Кук.
Несмотря на обилие звезд, Трамп по-прежнему не отходил от гостя из Саудовской Аравии. На волне эйфории он так сильно расхваливал свою дружбу с Мохаммедом, что порой напоминал пылкого влюбленного, который делится восторгами от своей пассии: «Мы разговариваем по ночам. Я могу позвонить ему практически в любое время. Он говорит: "Привет, как дела?" Это самые безумные моменты».
Наследный принц был менее словоохотлив, не так щедро угощал своего партнера сладкими восточными речами, однако имел все основания быть довольным визитом в Вашингтон. Он добился заключения выгодных соглашений и главное – благосклонности США, которые не пытались ослабить связи Саудовской Аравии с Россией и Китаем. И зарекомендовал себя как влиятельный политический игрок.