Без малого 70 лет назад, ровно через год после того, как первый в мире искусственный спутник Земли с кодовым обозначением «ПС-1» (Простейший Спутник-1), полетел в космос, на экраны в Штатах вышел первый фильм «Война спутников» (War of the Satellites). Мы праздновали торжество разума и успех советских учёных – они уже воевали с инопланетянами «Хозяина Спиральной туманности Гана». Симптоматично, не так ли? Традиционная для американской кинематографии череда убийств героев фильма с 1958 года навсегда стала «родовым пятном» программы США по освоению космоса. И ни Договор по космосу 1967 года, запретивший развертывать в космическом пространстве любые виды оружия массового уничтожения, ни резолюция ООН 1981 года «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве», которая подтверждает основополагающие принципы Договора о космосе 1967 года и выступает за запрет на размещение оружия в космосе; ни проект резолюции A/C.1/64/L.25 «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве» от 28 октября 2009 года, который получил 176 голосов «за», но был утоплен Соединёнными Штатами и Израилем; ни две резолюции Генеральной Ассамблея ООН от 4 декабря 2014 года о предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве ничего не изменили в умах западноголовых. Против принципа «не размещать первыми оружие в космическом пространстве» проголосовали четверо – Грузия, Израиль, Украина, США – и воздержались государства, члены ЕС. В противовес Евросоюз предложил проект кодекса поведения в космосе (КПК) – своеобразный свод норм добровольного исполнения, ориентированных на обеспечение безопасности космической деятельности. Но он никак не затрагивал вопросы предотвращения размещения оружия в космосе, что, надо полагать, не устраивало Лондон.
Так космос, изначально воспринимавшийся как пространство для научных открытий и мирного сотрудничества, к 2025 году превратился в арену стратегической конкуренции. И вопрос на сегодня прост: кто первый занесёт космическую дубину над вашей головой? Но почему первый научный восторг от прорыва в космос так быстро обернулся жаждой чужой крови?
Американский Defensenews на прошлой неделе прибавил к таким соискателям ответа Польшу. «Стремясь обеспечить вооруженные силы страны системой наблюдения Земли, Польша продвигает проект по запуску первых трех военных спутников в этом месяце, – пишет издание. – Разработанная консорциумом финского производителя ICEYE и Wojskowe Zakładyączności No 1 и подразделением польской государственной оборонной группы PGZ, национальная система спутниковой разведки станет первым компонентом военно-космических возможностей, которые Варшава планирует развернуть в ближайшие годы», – радуется министерство обороны. И то, что польский спутник «Радар с синтезированной апертурой» (SAR) будет выведен на низкую околоземную орбиту ракетой Falcon 9 компании Маска SpaceX ясно показывает, куда Вашингтон нацеливает поляков.
Усилия Польши по наращиванию своих возможностей в области военной разведки в реалиях сегодняшнего дня направлены на «создание очень важного потенциала для польских вооруженных сил, потенциала, которого у военных до сих пор не было. Мы присоединяемся к группе стран, которые обладают таким потенциалом», – заявил заместитель министра национальной обороны Польши Цезарь Томчик в Варшаве. В подтверждение ему Рафал Моджевский, генеральный директор компании-разработчика ICEYE, заявил, что с запуском первого спутника SAR польские военные «получат доступ к собственной разведывательной системе, которая позволит получать любые изображения с разрешением 25 сантиметров». В связи с развитием польских военных спутниковых проектов в прошлом году в стране было создано новое военное учреждение – Агентство геопространственной разведки и спутниковых услуг. Эта организация будет отвечать за обработку данных, собранных с помощью военной спутниковой системы, и предоставление соответствующих услуг вооружённым силам. Теперь, согласно оборонной стратегии Польши, зарождающийся спутниковый флот будет служить «глазами, направляющими военных страны в том, как они наносят удары по силам противника».
Куда уж яснее…
Ещё 2 спутника-шпиона Варшава намерена запустить в космос к 2027 году. Согласно оперативному плану, они должны расширить возможности вооруженных сил Польши в области сбора разведывательных данных, действуя в составе франко-польской группировки. Тот же Defensenews в октябре с воодушевлением предлагал, учитывая, что «оружие космического базирования становится реальностью, и требуются специалисты для нанесения ударов из космоса, создавать объединенную службу диспетчеров космических атак, или SJTAC». «Космический JTAC объединит тактические наземные подразделения сил специальных операций (SOF) с космическими средствами для нанесения ударов по военным авиабазам противника, критически важной инфраструктуре и более сложным объектам, таким как российские плавучие атомные электростанции», – предлагают отставной полковник армии США Кевин Стрингер и офицер норвежской армии Мариус Кристиансен. Их идея – создание SJTAC – ясно свидетельствует о появлении оружия космического базирования в самом близком будущем, в котором орбитальные бомбардировки наземных целей станут нормой.
Начало космической эры полвека назад открыло людям глаза на Вселенную и на саму нашу маленькую и уязвимую Землю, а выход за пределы атмосферы привел к настоящей революции в науке, – считают российские ученые и сейчас. Но прагматика межгосударственных отношений ведёт к тому, что связывающие людей над всеми границами спутники Starlink используются для наведения ракет, передавая координаты объектов на земле на боевые позиции для нанесения удара. Армии всего мира активно используют спутниковую связь для координации операций и управления войсками. США вывели на орбиту специальный космический челнок, который способен выполнять не только научные или технические задачи, но и разместить на борту ядерный боезаряд с собственным двигателем, дающий возможность нанесения удара по наземным целям.
В противостоянии с крупными державами вроде США космическое пространство станет одним из ключевых театров военных действий.
Между космосом и силами специальных операций уже давно существует тесная связь. SOF-Space-Cyber Triad, эта стратегическая структура США для проведения военных операций, включающая силы специальных операций (SOF), киберпространство и космические операции, рассматривается как стратегический потенциал войны в космосе. А Космические силы США сейчас создают ещё и свой собственный компонент специальных операций в составе Командования специальных операций США, и SJTAC будет входить в этот компонент космических сил.
Первоидея освоения космоса как прорыв в познании мира, Вселенной и места человека в ней если и жива ещё, то в умах и трудах узкой когорты учёных, в основном, российских и китайских, с грустью наблюдающих, как покрывается трещинами последний памятник мирного космоса – МКС. Зато The Economist отмечает, что «американские генералы теперь открыто говорят о необходимости запуска оружия из космоса в любом будущем конфликте с Россией или Китаем». И следующий год готовятся ознаменовать планом президента Дональда Трампа по созданию противоракетного щита «Золотой купол». Главный для них вопрос – отдаст ли он приказ о строительстве новых ракет-перехватчиков в дополнение к тем, которые в настоящее время размещены на Аляске и в Калифорнии? Будет ли продвигать планы по созданию лазеров космического базирования? Бюджетный запрос Трампа на 2026 финансовый год предусматривает увеличение на 40% расходов Космических сил США, которые он создал во время своего первого президентского срока. Значит будет.

Пригодится в будущем году и Маск со своим Starship, самой мощной из когда-либо созданных ракет-носителей. Если обещанный полёт на Марс выглядит маловероятным, то для военных амбиций Штатов огромная грузоподъемность корабля, «если бы война в космосе привела к уничтожению спутников, дала бы Америке гораздо лучшее положение, чтобы восполнить свои потери», – подсчитывает космические плюсы The Economist.
Забыв о мирном космосе, всё больше стран озабочены собственно «космической дубинкой» и принимают участие в наступательных космических операциях. В этом году Великобритания впервые заявила, что будет наращивать разработки кинетических и электронных средств нападения на спутники или выведения их из строя. Год назад Франция с Америкой провели «операцию сближения (RPO) против неустановленного, но, понятное дело, российского спутника, которая может быть использована в качестве наступательного средства в случае конфликта. Генерал Стивен Уайтинг в штаб-квартире космического командования США в Колорадо-Спрингс хвастал: «Мы продемонстрировали, что можем маневрировать спутниками вблизи друг друга и вблизи спутников других стран таким образом, который говорит о нашей способности хорошо взаимодействовать». «Следует ожидать большего от такого рода орбитальных боев с тенью, поскольку вооруженные силы рассматривают возможность конфликта в космосе», – обещает издание.
Так оно и будет. Недаром ещё в сентябре 2023 года британская Space.com цитировала выступление начальника управления космических операций Военно-космических сил США генерала Бредли Солтцман на конференции Ассоциации воздушно-космических сил по авиации, космосу и киберпространству: «Сейчас в этой области больше споров, чем когда-либо в истории, поэтому и зародились Космические силы – военная служба, ориентированная на решение проблем и использование возможностей, с которыми мы сталкиваемся в космической сфере. Мы были созданы для новой космической эры, для которой все чаще характерна конкуренция великих держав».
Согласитесь: говори это учёный, мы бы с вами пожали ему руку- как конкуренту, но не врагу.
С подачи американцев, ближний космос уже стал спорной областью околоземной орбиты, где специально созданные подразделения США занимаются исключительно наведением на чужие спутники, проводят учения по постановке помех «боевыми стрельбами» и тренировки с «имитацией боя на орбите». И милитаризация орбиты набирает обороты. По данным 2024 года США запустили в космос 154 ракеты, 134 из них обеспечила компания Илона Маска SpaceX., и 40% ракет военное или двойное назначение. На втором месте Китай с 68 запусками (26,25% от мирового уровня), из них успешными оказались 66. Россия на третьем с 17 запусками (6,56% от мирового уровня). Далее следует Япония (7 запусков, из них два аварийные), Индия (5 запусков) и Иран (4 запуска). Хиреющая Европа - после Ирана (3 ракеты).
Милитаризация околоземной орбиты меняет стратегический ландшафт. Американские спутники стали неотъемлемой частью военных операций на Украине. Они обеспечивают разведку в реальном времени, отслеживают передвижение войск в зоне конфликта и поддерживают высокоточные удары. Но президентами мы по-прежнему дружим, ручки жмём и говорим комплименты. И разрабатываем противоспутниковое оружие. По нужде.
Китай тоже демонстрирует способность атаковать спутники на низкой геостационарной орбите (LEO), где находятся ключевые аппараты связи и раннего предупреждения.
К этому году на LEO уже находится более 40 000 объектов, включая действующие аппараты и обломки. И споры о праве на орбитальные слоты (позиции на геостационарной орбите) и частоты для связи добавляют на «космической дубине» всё новые шипы. В логике по-американски, пока она, дубина, не сорвётся на чью-то голову… Вот только больно будет всем. И полякам тоже.