Ленд-лиз. Ни к чему преувеличивать его вклад в Великую Победу

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В преддверии 70-летия со дня начала Великой Отечественной войны раскрываются новые странички героической поступи советского народа к Победе. От первых приграничных сражений до поверженного рейхстага и водружения советского флага над сопками Порт-Артура прошли долгие годы войны, годы тяжелейших оборонительных сражений и неустрашимого наступления.

Огромное значение для победы принадлежало труженикам тыла, женщинам, старикам и детишкам, вставшим к станкам вместо мужей, сыновей, отцов. Ведь без поступления новых видов вооружения и боеприпасов невозможна была победа, и это - неоспоримо.

Это они своими женскими руками ковали мощь оружия Победы

Одновременно наполняется «новым-старым» содержанием легенда, согласно которой без ленд-лиза Советский Союз неминуемо проиграл бы войну. И появляются забытые мелодии неспроста: 11 марта 2011 г. исполнилось 70 лет с того времени, когда утвержденный Конгрессом США «Закон о Ленд-лизе» был подписан президентом Ф.Д.Рузвельтом. И семь десятилетий спустя не утихают споры о том, был ли ленд-лиз спасением или только подспорьем для Великой Победы…. Даже сегодня ответы исследователей полярно противоположны...

Попробуем разобраться, оперируя исключительно документально подтвержденными данными.

Ешё в 2000 г. в издательстве «Вече» (Москва) вышла в переводе с английского книга Эдварда Стеттиниуса «Ленд-лиз – оружие победы», в которой утверждалось, что СССР победил в войне благодаря американским поставкам по линии ленд-лиза. Что такое ленд-лиз? Как небольшая справка: ленд-лиз (от англоязычного «lend» - давать взаймы и «lease» - сдавать в аренду, внаем) – программа поставок Соединенными Штатами Америки вооружения, продовольствия и оборудования союзным странам в период Второй мировой войны.

Возвращаясь к книге Стеттиниуса, кстати, впервые изданной в январе 1946-го, отметим, что она дает достаточно полный перечень предоставленного по ленд-лизу в СССР. Но дает все в валовом показе. Как пример, в книге отмечено, что «СССР получил по ленд-лизу в 1941-1945 гг. грузов на сумму 11 млрд. долл. (в ценах 1945-го), в том числе 22 150 самолетов, 12 700 танков, 8000 зенитных и 5000 противотанковых орудий, 132 000 пулеметов, 376 000 грузовиков, 51 000 джипов, 8000 тягачей, 35 000 мотоциклов, 472 млн. штук снарядов, 4,5 млн. т продовольствия, 2,1 млн. т нефтепродуктов, 1,2 млн. т химических и взрывчатых веществ, 11 000 вагонов, 2000 паровозов, 128 транспортных судов, 3 ледокола, 281 военный корабль». И сразу отмечу, что все указанное – полная правда. Причем даже не вся, и я позволю себе дополнить господина Стеттиниуса.

Наряду с поставленными самолетами Советский Союз получил специальное аэродромное оборудование и 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства. В 1943 году поставки союзников позволили оснастить радиостанциями 150 дивизий, а полевыми телефонами - 329 дивизий. 400-ваттные радиостанции полностью обеспечили надежной связью советские штабы фронтов, армий и аэродромов (отечественная промышленность стала выпускать их только в конце 1943-го). Трудно также переоценить поставку 445 английских и американских радиолокационных станций в конце 1942-го и на протяжении всего 1943-го (в СССР в это время лишь приступили к массовому выпуску). Также не стоит забывать, что поставки продовольствия обеспечивали высококалорийным питанием нашу армию в течение всей войны. Не забудем мы и 15 миллионов пар обуви, которые носили советские солдаты.

Да, это все ленд-лизовские поставки, от тушенки, прозванной «вторым фронтом», до надежных истребителей Аэрокобра

Должны мы также помнить и о том, что только на самом коротком, но наиболее опасном северном морском маршруте поставок ленд-лизовской продукции было потоплено 38 советских и 77 союзнических транспортов, 17 британских военных кораблей, а во время проводки «полярных конвоев» погибло 4861 человек – русских, американцев, канадцев, англичан, поляков, голландцев, австралийцев, норвежцев. Мы помним об этом, помним о трагедии конвоя «PQ-17» и других, помним погибших и скорбим по ним.

Но долг историка обязывает меня вернуться к сути поднятого вопроса. Неслучайно, ой неслучайно, он сегодня возносится на щит: мол, только валютные поступления с Запада спасли, спасают и могут спасти славянский мир. А что на самом деле?

Известно, какие тяжелые потери, в том числе и в технике, понесла Красная армия в начале Великой Отечественной войны. Уже к концу лета были оккупированы значительные территории, а в начале октября все левобережье Днепра было оставлено советскими войсками. Сотни предприятий были эвакуированы, но к работе на новом месте еще не приступили. Несмотря на заявление Черчилля, сделанное еще 22 июня 1941-го, а затем и Рузвельта, союзники заняли позицию выжидания и реальной помощи до 15 ноября не предоставили. И лишь 1 октября 1941-го был подписан первый Московский протокол о военных поставках на период с 1 октября 1941-го по 30 июня 1942 года. А первый конвой судов с 150 самолетами, 150 танками, 52 зенитными и 156 противотанковыми орудиями, а также некоторыми другими видами сырья, вооружения, военных материалов и продовольствия прибыл в Архангельск 23 августа.

Однако, говоря языком цифр, не стоит забывать, что есть еще язык логики и язык своевременности. Так вот: самая большая по объему помощь, предоставленная Соединёнными Штатами и Великобританией вкупе с Канадой, пришлась на лето 1943-го – осень 1945-го, т.е. тогда, когда перелом в войне был очевиден. Сейчас, просматривая кинохронику Великой Отечественной, особенно период Сталинградской битвы или битвы за Донбасс, мы, как ни старайтесь, не увидим ни «Студебекеров», ни «Доджей» с «Виллисами», ни танков «Генерал Грант» и «Валентайнов», ни «Аэрокобр» со «Спитфайерами». Их там в дни горячих сражений не было…

А этот стоп-кадр из хроники лета 1943-го

Красной армии нужно было в пух и прах разгромить немецко-фашистскую армию в Сталинградской битве, чтобы объем англо-американских поставок по всем маршрутам значительно возрос. Что еще стоит сказать по этому поводу? Знаменитые «Студебекеры» в массовом количестве стали прибывать к весне 1943-го, как и остальной автотранспорт, авиационная помощь - также в этот период, а корабли - лишь с весны 1944-го.

Достаточно посмотреть на фотографии той поры, как, к примеру, на эту, и увидеть, что возле ленд-лизовского «Бостона» или А-20 стоят морские летчики Балтийского флота летом 1944-го, поскольку в 1942-м этих бомбардировщиков не было

И самое главное, нельзя забывать о героическом, подвижническом труде работников советского тыла! А ведь как раз об этом, заводя речь о ленд-лизе, «деликатно забывают». Брешь в этом позорном забвении пробивает сухая статистика цифр. За годы Великой Отечественной войны советская оборонная промышленность выпустила более 19 миллионов единиц стрелкового оружия; 98 тысяч танков и самоходный орудий; 525 тысяч артиллерийских орудий всех систем и минометов; более 122 тысяч самолетов всех типов и 71 боевой корабль. И историческая правда заключается в том, что наибольший объем военной продукции пришелся на 1943-1944 года.

В сравнении с числом поставленных видов вооружений, указанные данные не могут не впечатлять.

Но есть и еще одна статистика, о которой умалчивают западные, да и некоторые наши историки – это поставки по линии Военно-Морского флота. Я знаю эту тему не понаслышке - я занимался ей во время прохождения службы на Тихоокеанском и Северном флотах и могу кое-что прояснить.

Согласно всем исторически подтвержденным данным, советским Военно-Морским фотом было получено 176 кораблей для Тихоокеанского флота и 116 для Северного. Основными поставками были сторожевые (эскортные) корабли типа «Такома» - 27 единиц, большие охотники типа «SC» - 78, тральщики типа «AM» и «YMS» - 56 и торпедные катера типов «Воспер», «Хиггинс» и «Элко» - всего 131 единица. На первый взгляд впечатляет. Однако есть и другая статистика. Из 29 торпедных катеров «Элко» в Заполярье 12 прибыли 20 июня 1945-го, как и из 41 катера типа «Воспер» 14 прибыли также 20 июня 1945-го – то есть тогда, когда война в Европе закончилась (!). Да и с 46-ю большими охотниками для Северного флота тоже «промашка вышла» - прибыли они на Север 25 апреля 1945-го и в боевых действиях уже не участвовали. Такая же статистика и по Тихоокеанскому флоту. Из 27 сторожевых кораблей, поступивших на флот, половина, т.е. 12 штук, поступили лишь после 9 сентября 1945-го. Тоже самое касается и других классов. К примеру, из 32 больших охотников к месту назначения, т.е. в советские порты и военно-морские базы Дальнего Востока, 16 прибыли аж в октябре 1945-го. Из 56 тральщиков, предназначенных тихоокеанцам, – 28 также прибыли только 10 сентября. Т.е. только тогда, когда война была окончена, почти как в песне «… и на Тихом океане свой закончили поход». Я привел эти данные лишь для того, чтобы отметить – да, число поступавшей техники совпадает с указанным в рукописях заокеанских историков, вот только без уточнений, когда эта техника поступила и что делала… Ведь 90 % всех классов кораблей по ленд-лизу поступило на флот в период с мая 1944-го по октябрь 1945-го.

Я никоим образом «не ставлю крест» на ленд-лизовских поставках, поскольку их значение действительно высоко, но, говоря «А», видимо следует доходить и до «Я». Точно такое же состояние и с судами типа «Либерти», которые израненными добирались до Мурманска, Молотовска (Северодвинск) и Архангельска, там бросались своими экипажами, а затем уже «задним числом» вписывались в программу поставок, как это было с транспортами, ставшими «Мариной Расковой», «Леной», «Большевиком», «Молотовском» и другими.

Наконец, не стоит забывать, что программа по линии ленд-лиза была выгодна самим Соединенным Штатам, которые за её счет сократили собственные материальные и людские потери в войне. Знать и помнить надо также и о том, что ленд-лиз принёс огромные выгоды американской промышленности, которая, пока СССР воевал, выросла более чем в 2,5 раза. И не забудем также, что в обмен за помощь по ленд-лизу Советский Союз отправлял в Соединённые Штаты важное стратегическое сырье.

Отрицать или преуменьшать роль ленд-лиза, как это нередко делалось в СССР в «холодной войны», было бы неверно, да и нелепо. Но точно так же нелепо утверждать, будто исход Второй мировой войны решила материальная помощь Запада Советскому Союзу. Ведь цифры умеют разговаривать - особенно, когда «специалисты» молчат.

Прошли годы. Нет уже в живых многих участников перевозок грузов ленд-лиза. Однако народы стран-участниц антигитлеровской коалиции помнят героические подвиги моряков транспортных и военных флотов СССР, США, Великобритании, Нидерландов, Греции, Норвегии, Польши. Сегодня устанавливаются мемориальные плиты и памятники тем, кто участвовал в полярных конвоях и перегонах самолетов из Аляски в Сибирь.

Как этот

А самолеты, особенно американские, несмотря на некоторые критические замечания, были все же хорошими.

Асы прославленной 9-й гвардейской авиадивизии у истребителя P-39 «Аэрокобра»

Да, поставки по линии ленд-лиза были существенной помощью, но недопустимо превозносить её до небес, чем занялись сегодня некоторые мои коллеги по случаю 70-летия американского закона о ленд-лизе.

И если бы меня спросили: ставить памятник ленд-лизу или нет, я бы сказал – да, ставить, но не впереди памятника советскому воину-освободителю, не рядом с ним, а чуть поодаль - позади. Именно так – и это самое правильное.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться