Венгерские мотивы в Евросоюзе и в мировой политике

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На фоне двадцатилетия демократических революций в странах Восточной Европы и последовавших за ними радикальных перемен появление бывших социалистических стран, на этот раз Венгрии, в кресле председательствующего в Европейском Союзе уже не вызывает удивления. Таковы геополитические сдвиги: почти все страны Центральной и Восточной Европы – в недавнем прошлом входившие в Организацию Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи - ныне члены НАТО и ЕС… Москва в течение ряда лет ведет с ЕС переговоры о новом базовом соглашении о сотрудничестве, обсуждает возможности партнерства ради модернизации и пытается договориться об отмене визового режима для взаимных поездок граждан. Полугодовое председательство Венгрии в ЕС, завершившееся 30 июня, не принесло в этом смысле российской стороне ничего принципиально нового. Однако продолжалось восстановление объема российской торговли со странами ЕС, сократившейся после острой фазы мирового финансового кризиса.

Председательство Венгрии в ЕС вызывало интерес потому, что в этой стране в 2010 г. пришли к власти правоцентристские силы во главе с партией ФИДЕС (Гражданский Союз), получившие две трети мест в парламенте. Избиратели отказали в доверии социалистам, правившим страной с 2002 г. Уже из предвыборных обещаний лидера ФИДЕС Виктора Орбана, ставшего премьер-министром, стало ясно, что мероприятия по выполнению Венгрией миссии страны-председателя в Евросоюзе будут проходить на фоне внутриполитических преобразований и «затягивания поясов» в целях выхода страны из экономического кризиса. Зная националистические и авторитарные наклонности премьер-министра и его команды, международные наблюдатели предсказывали активизацию политики в отношении венгерского нацменьшинства  в соседних странах, что было чревато конфликтами, а также осложнения с ЕС, особенно в сфере конституционной демократии, свободы слова и правозащитной тематики.

Сейчас можно констатировать, что эти предсказания сбылись, но не в полном объеме. В прессу просачивалась информация о критических замечаниях Н. Саркози и А. Меркель по адресу Будапешта. Наблюдалось обострение отношений Венгрии со Словакией в связи с предоставлением Будапештом  двойного гражданства венграм, проживающим за рубежом. Много критики в европейских странах прозвучало по поводу принятого в январе закона о СМИ, вводящего правительственный контроль и крупные штрафы за содержание публикуемых материалов. После разъяснений министра иностранных дел Я.Мартони о том, что новый закон содержит положения, используемые многими государствами Европы, и после редакции текста эта тема как-то сошла с повестки дня (пока что было отказано в продлении лицензии одной радиостанции левого толка).

Большие дискуссии возникли в связи с принятием венгерским парламентом 25 апреля 2011 г. новой конституции. Основной закон отражает реалии посткоммунистического этапа развития, в нем подчёркивается, что Венгрия – «часть христианской Европы». Документ учитывает членство страны в ЕС и НАТО. В новой конституции говорится, что коммунистическая конституция 1949 года, являвшаяся основой тиранической власти, объявляется недействительной. Теперь в Венгрии на уровне Основного закона государства отрицается «срок давности по бесчеловечным преступлениям, совершенным национал-социалистическим и коммунистическим режимами против венгерской нации  и ее граждан», иными словами - нацизм и коммунизм приравнены друг к другу. Соответствующие изменения внесены и в уголовный кодекс.

В европейской прессе, в выступлениях ряда депутатов Европарламента высказывались опасения по поводу авторитарных тенденций новой венгерской конституции и ограничения ею прав человека. Больше всего критики конституции ломали копья по поводу уменьшения сферы компетенции Конституционного суда, лишения граждан права обращения в этот орган, а также фактических запретов на аборты и однополые браки. Многие положения конституции изложены в общем виде, их детализация предусматривается через так называемые конституционные законы, принимаемые двумя третями голосов в парламенте. В этом усматривается попытка ФИДЕС закрепить, «забетонировать» свое правление. Правда, в новой конституции нет признаков создания президентской республики, чего опасались некоторые правоведы.

В начале июня вопрос о новой венгерской конституции обсуждался на сессии Европарламента. В острой дискуссии, инициированной левыми, зелеными и консерваторами, участвовала и комиссар ЕС В.Рединг, которая уклонилась от оценки конституции со ссылкой на то, что принятие Основного закона  – вопрос национальной компетенции. Однако комиссар отметила, что Брюссель будет наблюдать за принятием в Венгрии конституционных законов, их применением на практике и за соблюдением европейских основных прав. Позицию либеральных критиков лучше всего выразил В.Хойер, статс-секретарь МИД ФРГ: практика последующих лет должна рассеять высказанные опасения. Одновременно немецкий дипломат расхвалил профессионализм председательства Венгрии в ЕС. Таким образом, все закончилось мирно, в духе европейской солидарности, Брюссель не стал ссориться с Будапештом. Один из венгерских юристов, суммировал ситуацию так: нельзя считать,  что новая конституция антидемократическая, но бесспорно, что демократию урезали.

На заключительной пресс-конференции по итогам саммита ЕС 25 июня Херман Ван Рампей и Жозе Мануэль Баррозу выразили благодарность венгерскому премьер-министру за усилия по выполнению Венгрией обязанностей председательствующего, а В.Орбан в свою очередь отметил, что по итогам венгерского семестра «Европа стала сильнее, чем была». По его мнению,  за этот период Евросоюз существенно приблизился к принятию общих мер по экономическому управлению и координации. Впервые в истории ЕС одобрена стратегия подхода к цыганской проблеме (эта проблема касается 10-12 млн. цыган, которые проживают в странах ЕС в нелегких условиях и теперь могут передвигаться по общей территории, обостряя ситуацию в миграционной, социальной, медицинской и правоохранительной сферах. В разработке «цыганской стратегии» Венгрия опиралась на помощь Испании). Венгерское правительство к числу своих достижений за период председательства относит и принятие «Дунайской стратегии». Наконец, премьер-министр подчеркнул, что благодаря стараниям Венгрии удалось вновь запустить процесс расширения Евросоюза, поскольку успешно завершаются переговоры о присоединении Хорватии к ЕС.  Для венгров, которые несколько веков жили в одном государстве с хорватами, этот вопрос имеет особое значение. Ранее В.Орбан выступал также в поддержку присоединения Албании к ЕС.

Ссылаясь на тяжелое экономическое наследство, полученное от правительства социалистов и либералов, В.Орбан отметил, что его правительству удалось стабилизировать бюджет, сократить на 4% госдолг и в то же время справиться с задачами председательства в ЕС.

Любопытно, что венгерская парламентская оппозиция оценивает положительные результаты председательства Венгрии в ЕС примерно так же. Однако бывший министр иностранных дел и бывший комиссар ЕС П.Балаж, в целом, считает проделанную работу «полууспехом». Лидер Социалистической партии А.Мештерхази на встрече с европейским социалистами в Брюсселе заявил, что Венгрия на посту очередного председателя в ЕС добилась много успехов, но на ее деятельность набрасывали тень упомянутый выше закон о СМИ, метод принятия новой конституции,  злоупотребление в парламенте большинством в две трети голосов, отсутствие готовности правительственного большинства к партнерству с другими политическими силами.

К числу неудач венгерского председательства относят отсутствие решения о расширении Шенгенской зоны, малый прогресс на переговорах с Турцией (впрочем, и в первом и во втором случаях дело не в позиции Венгрии), а также перенос саммита ЕС о «Восточном партнерстве», который поначалу планировалось провести в Будапеште, в столицу следующего председательствующего в ЕС – Польши.Ожидается, что этот саммит состоится в Варшаве в сентябре. Поляки, являющиеся вместе со шведами инициаторами политики «Восточного партнерства», явно стремятся сделать Варшаву центром проведения этой политики. Эту тенденцию закрепила состоявшаяся недавно в польской столице встреча президента США Барака Обамы с президентами стран Восточной Европы.

Возможно, Б.Обама выбрал местом  своей встречи с восточноевропейскими лидерами Варшаву (а не Будапешт) в том числе по причине его довольно прохладных отношений с правительством В.Орбана. Американцы не забыли, что  В.Орбан не торопился выражать поддержку США после 11 сентября 2001 г.  Правда, сейчас венгерское правительство стремится всемерно развивать отношения с США в духе евроатлантической солидарности. 30 июня в Будапеште состоялось открытие Центра демократии имени конгрессмена Томаса Лантоса (венгра по происхождению) и памятника президенту США Рональду Рейгану. На церемонии присутствовали Хиллари Клинтон и Кондолиза Райс.

Еще до парламентских выборов 2010 года В.Орбан заявлял, что решение экономических и финансовых проблем Венгрии следует искать на путях сотрудничества с русскими, китайцами и арабами. Не знаю, что следует венграм ожидать от сотрудничества с арабскими странами, но В.Орбан дважды встречался с В.Путиным. Оживилась взаимная торговля, наладились политические и общественные контакты.  Однако остаётся ряд вопросов, прежде всего энергетического сотрудничества, ожидающих решения, в том числе, участие России в расширении АЭС «Пакш». Венгерский премьер просил крупный кредит в Москве, чтобы выкупить акции венгерской нефтегазовой корпорации МОЛ, приобретенные ранее Сургутнефтегазом, но заблокированные венгерским судом. Венгерское правительство в итоге для выкупа этих акций нашло средства в сумме 1,8 млрд. евро (через МВФ?). Однако остался осадок  от  того,  что венгры не захотели допустить на свой рынок крупную российскую нефтяную компанию.

В последние дни состоялся сенсационный визит премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Европу – в Будапешт, Лондон и Берлин. Китайская сторона подписала с Венгрией 12  соглашений о сотрудничестве. Китайцы хотят сделать Венгрию своей опорной площадкой в Восточной Европе. КНР предоставляет Венгрии кредит в 1 млрд. евро.  Пекин предложил также рассмотреть вопрос о покупке венгерских гособлигаций. Китайские фирмы приобрели венгерский химический комбинат «Боршодхем» и будут инвестировать средства в его развитие. С помощью Китая будет построен завод по производству лимонной кислоты. Обсуждались и транспортные проекты. Переговоры с премьер-министром коммунистического Китая прошли в сугубо прагматическом духе, без всякого намека с венгерской стороны на разницу в идеологических подходах. В.Орбан, не скрывающий своих антикоммунистических взглядов, когда нужно, умеет быть реалистом.

Венгерская левая оппозиция, переживающая сейчас сложное время внутренних разборок и разбирательств, надеется собраться с силами к следующим парламентским выборам 2014 года, чтобы нанести поражение право-центристской коалиции.  Однако заниматься прогнозами и делать ставки на победителей ещё рано.

_________

В.Л.Мусатов – кандидат исторических наук, посол (в отставке)