Российско-белорусский союз

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Первый зарубежный визит вновь избранного президента любого государства всегда свидетельствует о его внешнеполитических приоритетах. Так, проводивший прозападную внешнюю политику Борис Ельцин первые визиты в качестве президента РСФСР и РФ совершил в США. Виктор Янукович, выступающий с призывами к интеграции Украины в Евросоюз, будучи избран президентом, первым делом засвидетельствовал свое почтение Брюсселю. В то же время Владимир Путин (в свои первые два срока) и Дмитрий Медведев первые зарубежные визиты совершили отнюдь не в Вашингтон или Брюссель.

Следствием курса Москвы на тесную экономическую интеграцию государств постсоветского мира стало создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. 9 декабря 2010 года три страны подписали 17 документов по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП), которое заработало с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения начнут функционировать уже с июля сего года. Целью ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

Осенью прошлого года В. Путин выступил в «Известиях» со статьей «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня», где предложил «модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».

Уже 7 мая, в день официального вступления В.Путина в должность главы государства, появился Указ нового президента «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», в котором ключевым направлением международного сотрудничества обозначены страны Содружества Независимых Государств. При этом отдельной строкой выделено взаимодействие по линии Союзного государства с Белоруссией, а также углубление евразийской интеграции в рамках ТС и ЕЭП трех государств, которая должна привести к созданию 1 января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕЭС).

Первый визит нового президента России в Минск ещё раз показал, что политика более тесной политической и экономической интеграции с Белоруссией проводится российским руководством исключительно последовательно: «Сам факт моего первого зарубежного визита в братскую Белоруссию, безусловно, отражает особый характер наших отношений. И встреча с Александром Григорьевичем ещё раз доказала обоюдную готовность развивать и наполнять эти отношения новым содержанием». То, что первый визит российского лидера состоялся именно в Минск, его белорусский коллега оценил, безусловно, высоко. «Я вам сказал, когда мы ехали в автомобиле, хочу повторить публично: этот визит важнее многих экономических договоренностей Беларуси с Россией, а также с другими государствами, - заявил Александр Лукашенко. - Это сигнал к тому, что у нас большое будущее».

Владимир Владимирович прилетел к Александру Григорьевичу не с пустыми руками. По всей видимости, даже не было необходимости в рассмотрении трех-пяти вопросов, которые Лукашенко поручил проработать своему правительству во время подготовки к встрече высокого гостя.

В Минске был подписан предварительный генеральный контракт на строительства АЭС в Белоруссии. В ближайшее время Россия намерена перечислить первый транш своего финансирования этого проекта в сумме 204 млн. долларов. По этому поводу Александр Лукашенко не скрывал своего восторга: «Я благодарен, что вы нас поддержали по строительству АЭС. Нам надо там активизироваться, чтобы построить самую современную, самую лучшую, самую красивую станцию в мире!» Планируется, что первый энергоблок Белорусской АЭС будет введен в эксплуатацию в 2017 году, а второй - примерно два года спустя. На Белорусской АЭС будут работать российские реакторы ВВЭР последнего поколения, используемые на Тяньваньской АЭС в Китае, которая, по оценкам МАГАТЭ, заслуженно считается самой безопасной в мире.

В ближайшее время Белоруссии будет выделен третий транш кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 404 млн. долларов, ведутся переговоры и о четвертом транше. По заявлению Владимира Путина, перевод денег целесообразно сделать, учитывая позитивную динамику, которую набирает белорусская экономика. В то же время он счел необходимым подчеркнуть, что экономическим успехам Белоруссии способствовали и усилия со стороны России, напомнив о помощи в 5 миллиардов долларов, о снижении цены на газ с 286 долларов за 1 тысячу кубометров до 165 долларов в этом году.

(Здесь не лишним будет заметить, что 404 млн. долларов Москва намеревалась перечислить еще в феврале, но не спешила, поскольку белорусская сторона не выполнила свои обязательства по компенсации предыдущего транша – приватизации предприятий. Оговоренные ранее обязательства так и не выполнены…)

Главы двух государств подтвердили ориентацию на инновационный путь развития, высказались за то, чтобы поощрять взаимные инвестиции, содействовать созданию высокоэффективных и высокотехнологичных совместных производств, расширять производственную кооперацию, развивать межрегиональное сотрудничество в различных сферах. В частности, В. Путин сообщил о переговорах по созданию холдинга «Росбелавто» на базе активов «КаМАЗа» и «МАЗа».

Совместное заявление о стратегическом сотрудничестве, подписанное двумя президентами, гласит: «Президенты Белоруссии и России отмечают стратегический характер отношений между двумя странами во всех сферах межгосударственного взаимодействия в соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, основополагающими документами Таможенного союза и Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества, Организации Договора о коллективной безопасности и Содружества Независимых Государств».

Обе страны подтвердили намерение развивать Союзное государство, в рамках которого обеспечить равные права и создать единую систему социальных гарантий для граждан двух стран. Достигнута договоренность о проработке единых условий хозяйствования для субъектов хозяйствования в рамках Союзного государства и ЕЭП.

Уделено должное внимание вопросам военно-технического сотрудничества, укрепления международной стабильности. Рассмотрена Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2012-2013 годы. В этом документе, в частности, говорится следующее: «В соответствии с целями и принципами Устава ООН и исходя из ценности многообразия путей прогрессивного развития, а также признавая право народов самостоятельно определять свой путь социального и экономического развития, Белоруссия и Россия будут координировать усилия по противодействию попыткам вмешательства во внутренние дела государств - участников Союзного государства, стран - членов Единого экономического пространства, оказания давления на них путем введения ограничительных или санкционных мер». Москва и Минск, таким образом, подтвердили свою решимость совместно бороться с попытками вмешательства во внутренние дела стран, образующих Единое экономическое пространство.

Успеху минской встречи Путина – Лукашенко способствовал целый ряд причин. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, на практике подтверждена верность курсу на интеграцию в экономической сфере. Так, за прошлый год товарооборот между двумя странами вырос на 40% - до рекордной отметки приблизительно в 39 млрд. долларов, а за первые 4 месяца этого года рост товарообмена составил уже 29%. Возможно, для населения эти проценты пока являются абстрактными цифрами, но всему свое время. Объединение усилий и целенаправленное продвижение в выбранном направлении принесут ещё более значительные результаты.

Во-вторых, российское руководство пошло на щедрую материальную поддержку своей западной соседки-союзницы не только из братских чувств. Нам представляется, что не последнюю роль здесь сыграло активное сотрудничество Белоруссии с Китаем, что в будущем могло бы составить угрозу интересам России и инициированным Кремлем интеграционным процессам. Пекин не требует от Минска освобождения так называемых политзаключенных и соблюдения демократических свобод в обмен на экономическую помощь, а методично укрепляет свои позиции в Белоруссии.

И, в-третьих, «маятниковая» политика белорусского руководства на данном этапе дала сбой. Рассчитывать на кредиты со стороны Евросоюза батьке теперь не приходится. Более того, Запад, используя оппозиционные силы внутри страны и за рубежом, пытается всячески дестабилизировать обстановку в республике, не отказавшись от планов замены «режима Лукашенко». Батька отлично понимает, что защиту от напора с Запада он может найти только под защитой проектов евразийской интеграции. А поскольку именно с Запада идет финансирование и российской оппозиции, то очевидно, что и по этой причине альтернативы выстраиванию Евразийского союза у России и Белоруссии нет.