Польская стратегия для Украины

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Варшава вернулась к своей традиционной геополитике еще в начале нового столетия, когда польские дипломаты вроде тогдашнего исполнительного директора Новой атлантической инициативы в Вашингтоне и нынешнего главы польского МИД Р.Сикорского заговорили о роли Польши как «лидера группы посткоммунистических стран в НАТО и в Европейском союзе», а правые политики вроде будущего президента Л.Качиньского заговорили о необходимости создания новой Речи Посполитой, подразумевая в числе прочего влияние Польши «от можа [Черного] до можа [Балтийского]» в соответствии с классической формулой польской экспансии.

Первым этапом реализации этих планов стала активность Варшавы во время «революции роз» в Грузии в 2003 году, выборов президента Молдавии в 2005 году и «оранжевой революции» на Украине в 2004 году, в которой, наряду с рядом польских политиков, участвовал и нынешний президент Польши Б.Коморовский (он выступал на Майдане и даже привёз туда своих детей, дабы те «прочувствовали атмосферу», памятную ему со времен «Солидарности»).

Вторым этапом стал запуск в 2006 году проекта Четвёртой Речи Посполитой, предполагающего «формирование особого национально-культурного ландшафта» т.н. Малой Польщизны, которая включает в себя приграничные с Польшей земли Украины и Белоруссии… В рамках этого проекта Варшава финансирует и реализует ряд программ вроде «карты поляка», программ обучения в Польше активистов молодёжных структур, спутникового телеканала и радиостанций, вещание которых на восточном направлении курирует Совет по телевидению и радиовещанию Польши. 

На третьем этапе польским МИДом в 2008 году был выдвинут проект «Восточное партнёрство», ставший продолжением ГУАМ, обнаружившего в августе 2008 года свою военно-политическую несостоятельность. Польша с подачи Вашингтона и Брюсселя стала куратором восточного направления евроатлантической политики; это направление включает Украину, Молдавию и Белоруссию. (Южное направление, включающее Грузию, Азербайджан и Армению, курирует Турция).

Интерес Запада – превращение постсоветских республик в энергоотмычку для взлома сырьевой кладовой Евразии. Интерес Варшавы – под «крышей» Вашингтона и Брюсселя опередить Москву и, использовав заминки в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, закрепить это геополитическое пространство за собой. Реализовать проект возрождения легендарной Сарматии в политическом (интеграция в рамках Четвёртой Речи Посполитой) и экономическом смыслах – на энерготранзитном пространстве, которое свяжет в единую инфраструктуру Черное и Балтийское моря.

Соответствующее соглашение о создании Черноморско-Балтийского энергоколлектора («о развитии грузоперевозок от Балтийского моря до Черного») было подписано Литвой, Украиной и Белоруссией практически одновременно с появлением «Восточного партнерства» - 12 мая 2008 года в Вильнюсе. Тогда же было заявлено о намерении расширить географию данного проекта, пригласив присоединиться к нему Турцию, Азербайджан, Грузию «и другие заинтересованные государства». 

Отношение Варшавы к восточным соседям выглядит так: Россия – потенциальный, всё ещё сильный враг, Литва – недостаточно сильный союзник-конкурент, Белоруссия – «всходние кресы», Молдавия – единственная страна, заслуживающая «продвинутого диалога», Украина – курируемый Варшавой потенциальный и послушный партнёр в перманентном противодействии России. 

В рамках реализации стратегии на Востоке Варшава пытается разыгрывать в первую очередь украинскую карту, стремясь заставить Киев двигаться в фарватере своей политики. Шагами в данном направлении являются бесплатная выдача гражданам Украины польских виз, а затем и «карты поляка» (по оценкам польской печати, только на западе Украины ее обладателями могут стать около миллиона человек), стремление к «повышению безопасности и целостности Европейского союза в энергетической сфере» через поддержку проектов вроде украинско-польского нефтепровода Одесса – Броды - Плоцк (в этом же контексте можно упомянуть противодействие созданию Украиной двустороннего консорциума с Россией по управлению украинской газотранспортной системой). 

В настоящее время Варшава основательно готовится к предстоящему в ноябре 2013 года саммиту «Восточного партнерства», который планируют посетить главы всех стран ЕС. Скорее всего, этот саммит будет посвящен политике Евросоюза на всём восточном направлении и станет началом очередного этапа освоения постсоветского пространства; на это указывают и согласование в начале февраля на 23-м заседании Консультационного комитета президентов Украины и Польши проекта Программы стратегического партнерства между Польшей и Украиной на 2013-2015 годы, и планируемый в начале третьей декады февраля визит В.Януковича в Польшу.

Польский президент Б.Коморовский констатирует: «В Киеве ключ от нашей части Европы… Я чувствую себя человеком, имеющим особый опыт польского бытия на Востоке, а также польского ведения восточного мира» (Komorowski B. Prawa strona - zycie, polityka, anegdota. – Warszawa: Oficyna Wydawnicza Rytm, 2005. - с.15, 29). В этом «особом ведении» он убежден непоколебимо, считая, что именно Польша должна быть региональным лидером, ибо у нее «особая миссия в интеграции Европы», а поляки «имеют богатый опыт совместного бытия» с другими народами еще со времен Первой Речи Посполитой. В своем мировоззрении президент Польши является последователем идей Гедройца-Мерошевского, сформулированных в среде польской эмиграции в годы холодной войны на страницах парижского журнала «Культура». Истоки их лежат в политических представлениях Ю.Пилусдского о «федерализме» территорий, входивших некогда в состав Первой Речи Посполитой.

Польским устремлениям способствует и нынешняя ситуация на Украине - зависимость по энергоносителям, нехватка энергетических мощностей, малая емкость внутреннего рынка, слабая конкурентоспособность промышленности, стремительно растущий внешний долг... Как во внешней, так и во внутренней политике Украины ситуация неустойчива. Киев декларирует стратегическое партнёрство чуть ли не с десятком государств и в то же время не имеет ни одного надёжного западного союзника, легко поддаётся давлению извне, подтверждает своё участие во многих проектах, но до реальных дел, как правило, не доводит. В результате Польша, следующая в фарватере США, ставит задачу оторвать Украину, обладавшую в составе СССР экономическим потенциалом примерно десяти Польш, от России, «увести ее на Запад и встроить в орбиту влияния Варшавы». 

Однако сводить всё к вопросу о том, до чего же нужно довести большую богатейшую республику, чтобы теперь уже и Польша ставила задачу сделать ее своим вассалом, - значит существенно упрощать ситуацию. Хотя бы потому, что в Европе, на этом западном полуострове Евразии, сталкиваются два проекта.

Континентальный проект целостности Европы, или проект собственно европейский, возрождавшийся одновременно с преодолением трудностей объединения Германии, способный, в принципе, стать конкурентом американской сверхдержаве с её глобальными притязаниями - в том числе благодаря совместным российско-германским энергопроектам (в настоящий момент именно они мешают Варшаве окончательно взять «шефство» над Киевом). 

Атлантистский проект, способствующий проамериканской ориентации Евросоюза, размывающий целостность и границы ЕС, выступающий противовесом устремлениям европейской элиты. С этой целью США стимулируют Турцию и втягивают в специфический «Евросоюз-2», конструируемый на основе Польши, Прибалтики и Юго-Восточной Европы, постсоветское пространство. И прежде всего, самую большую по территории постсоветскую республику - Украину, которую, по сути, пытаются тем самым лишить суверенного внешнеполитического выбора.