Наследие Уго Чавеса

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Смерть президента Венесуэлы Уго Чавеса вызвала на Западе взрыв дискуссий о том, пойдут ли теперь на спад антиамериканские настроения. Нет больше Саддама Хусейна, Муаммара Каддафи, Ким Чен Ира, а теперь и Уго Чавеса. Заблокированы, как в осажденных крепостях, Махмуд Ахмадинежад и Фидель Кастро. Другие, как, например, Эво Моралес в Боливии, Даниэль Ортега в Никарагуа, Рафаэль Корреа в Эквадоре, вроде бы уступают им по масштабам своего международного влияния.

В то же время, отмечает профессор истории Max Paul Friedman, американский взгляд на антиамериканизм весьма упрощен. Администрация США относит к проявлениям антиамериканизма  все выступления с критикой его деятельности. Даже на французов, например, может быть приклеен ярлык антиамериканистов, если они выступают против войны в Ираке. А это лишь увеличивает лагерь противников США в мире. Поэтому, по мнению профессора Russell Berman из Stanford University, следовало бы различать между радикальным антиамериканизмом и легальной критикой американской политики. 

Откуда растут корни антиамериканизма, понять нетрудно. В январе 2002 года Джордж Буш-младший в обращении к нации заклеймил Иран, Ирак и Северную Корею как «ось зла», а в мае того же года Джон Болтон добавил к «оси зла» Кубу, Ливию и Сирию. Кондолиза Райс в 2005 году расширила список, включив в него Белоруссию и Зимбабве. То есть США сами назначили себе врагов, и с той поры волна антиамериканских настроений стала набирать силу… 

Что будет с Египтом, если «Братья-мусульмане» сумеют закрепиться на захваченных позициях и консолидировать власть? Каким будет следующий египетский лидер после Мухаммеда Мурси? Идеология «Братьев-мусульман» позволяет предположить, что на египетской сцене появится деятель, в сравнении с которым враг Израиля и США Гамаль Абдель Насер покажется «голубем мира».

Каким будет после выборов 2013 года следующий после Ахмадинежада президент Ирана? Древняя Персия не раз рождала политиков большой силы. Особенно хорошо знают об этом в Лондоне. Сегодня иранцы в подавляющем большинстве настроены антиамерикански. 

Большую опасность для США несет приход к власти в ряде стран сил, делающих ставку на терроризм. Наиболее высока такая вероятность в Афганистане, где у Хамида Карзая мало шансов удержаться у власти после вывода войск ISAF. Возвращение Талибана к власти в Кабуле будет воспринято в мусульманском мире как историческое поражение США и вызовет волну поддержки этого движения. Вновь наберут силу попытки построения всемирного халифата.

Возможный приход экстремистов к власти в Йемене, Сирии, Тунисе, Алжире и некоторых других мусульманских странах также обернется новой волной антизападных и антиамериканских настроений.

Безусловно, Уго Чавес был одним из выдающихся государственных деятелей конца ХХ – начала XXI веков. Он заявил о президенте США Джордже Буше с трибуны ООН на весь мир: «Здесь пахнет серой. Здесь был сам дьявол». И это был не личный выпад. Это был мужественный ответ на вызов самозваной «империи добра». Всего лишь эта одна фраза Уго Чавеса навела на резкость зрение сотен миллионов людей.

Уго Чавес изменил народ Венесуэлы. Благодаря Чавесу народ увидел свою силу, свою способность противостоять лицемерию официальной политики Соединённых Штатов. Это стало примером и для других народов Латиноамериканского континента.

Сейчас много говорят о том, что болезнь Чавеса была вызвана искусственно, что кончину его приблизили. Вспоминают, что не своей смертью упокоился президент США Франклин Рузвельт, воспротивившийся созданию государства Израиль, не по своей воле ушел из жизни Джон Кеннеди, вознамерившийся ограничить всевластие Федеральной резервной системы, а в устранении плохо поддававшегося «внешнему управлению» пакистанского президента Зия уль-Хака ЦРУ не пожалели даже нескольких американских советников, которых угробили вместе с президентом Пакистана в самолете, внезапно врезавшемся в землю.

Глобальная элита умеет быть беспощадной с теми, кто её воле противопоставляет свою волю. Однако  на это народы, не согласные жить в империи США, всегда будут отвечать рождением новых лидеров, продолжающих традицию Уго Чавеса. Надежды на то, что антиамериканские настроения в мире после кончины Чавеса пойдут на спад, вряд ли оправдаются.