Энергетические войны в Европе: танкеры против труб (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

Если на сегодняшний день реальной конкуренции российским поставкам трубопроводного газа в Европу другие поставщики составить не могут, то в дальнейшем соперничество на европейском газовом рынке будет обостряться. И происходить это будет под влиянием поставок сжиженного природного газа (СПГ) из США, Катара, Австралии. Правда, конкурентоспособность американского СПГ пока под сомнением.

В пользу американских поставщиков говорят масштабы сланцевой отрасли в США, а также широкая реклама, сопряжённая с началом поставок. 26 апреля в португальский порт Синиш должен прийти первый танкер под названием Creole Spirit, отошедший от экспортного терминала компании Cheniere Energy в Сабин-Пасс (Луизиана). The Wall Street Journal задала тон обсуждению этого события, написав, что поставки природного сжиженного газа из США могут «всколыхнуть европейский рынок, на котором давно доминирует Россия». Газета приводит слова консультанта по энергетическим вопросам британской компании Energy Aspects Тревора Сикорского о том, что поставки американского газа начинают «менять всё», они будут «влиять на снижение цен, и потеря объема и их стоимости может стать горькой пилюлей для России».

Что ж, событие есть событие: США начали экспортировать газ впервые за полвека. И всё же ряд факторов свидетельствует о том, что танкерные поставки СПГ не в состоянии заменить российский трубопроводный газ – во всяком случае, в экономически значимой перспективе.

Первый фактор заключается в том, что поставки из США осуществляются частными компаниями и идут туда, где выше прибыль, а не туда, куда хотели бы в администрации США, намереваясь отнять у России европейский рынок газа и подорвать этим бюджет РФ. Так, хьюстонская энергетическая компания Cheniere Energy отправила первый танкер с СПГ в феврале сего года не в Европу, а в Бразилию. «Для компаний, которые занимаются добычей, заморозкой и продажей газа, главное - экономика, а не политика, - подтверждает The Foreign Policy. - Американские компании будут продавать газ покупателям, готовым заплатить самую большую цену - и не обязательно туда, где можно будет в наибольшей степени способствовать решению стратегических задач США». 

Второй фактор связан со спецификой бизнес-цепочек, по которым осуществляются поставки СПГ. Американские компании продают сжиженный газ не напрямую, а через посредников. В частности, по свидетельству The Foreign Policy, около 90% потенциальных объемов экспортного газа в терминале в Сабин-Пасс уже зарезервированы частными компаниями Британии, Испании, Индии и Южной Кореи. Так, компания Cheniere подписала долгосрочные контракты с британской компанией BG Group, которую в этом году приобрела Royal Dutch Shell PLC, а также с испанской компанией Gas Natural и португальской компанией Galp Energia. При этом указанные компании являются участниками российских проектов по поставкам трубопроводного газа в Европу. А та же Royal Dutch Shell PLC подписала соглашение акционеров о создании газопроводной системы «Северный поток-2». Сложно предполагать, что они позволят американскому СПГ подорвать собственный бизнес.

Третий фактор - высокая степень подверженности американской сланцевой индустрии геополитическим рискам и рыночным факторам динамики мировых цен на нефть. Так, недавно одна из ведущих компаний в сфере сланцевой индустрии США Chesapeake Energy (штат Оклахома) была вынуждена заложить почти все свои активы в обмен на получение кредита. По свидетельству Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), компания оказалась на грани банкротства из-за падения цен на нефть. По условиям соглашения компания передала кредиторам - банкам MUFG Union Bank N.A. и Wells Fargo Bank Securities - в качестве кредитного обеспечения 90% принадлежащих ей доказанных запасов нефти и газа, а также большую часть своих активов в недвижимости, производных финансовых инструментах, вкладах и ценных бумагах. В начале февраля Chesapeake наняла юристов для возможной подачи иска о банкротстве: у нее едва хватало наличности, чтобы погасить очередной платеж по кредитам на 500 млн долларов. 

Четвертый фактор – это реакция российских газовиков на изменение ситуации со сжиженным газом. Российская компания НОВАТЭК строит завод по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год на базе Южно-Тамбейского месторождения. Первые поставки должны начаться в следующем году, но уже сейчас практически весь газ с «Ямала СПГ» законтрактован. В планах НОВАТЭК сооружение еще одного завода СПГ на Гыданском полуострове, вдающемся в Карское море. Среди потенциальных покупателей сжиженного российского газа - монархии Персидского залива, в частности Кувейт. По словам заместителя управляющего директора национальной компании Kuwait Petroleum Corporation Насера Абдуллы аль-Салеха, его страна планирует закупать в России до 1,5 млн тонн СПГ ежегодно. В конце 2015 года Kuwait Petroleum Corporation заключила перспективное соглашение о сотрудничестве в сфере поставок СПГ из России с «Газпромом». 

Пятый фактор – ценовой. По расчетам независимого международного ценового агентства Argus (штаб-квартира в Лондоне), предоставляющего информацию о ценах и конъюнктуре рынков энергоносителей, американский СПГ будет стоить для европейцев примерно в 4,3 доллара за миллион британских тепловых единиц при условии сохранения нынешнего уровня мировых цен на нефть. Согласно этим же расчетам, Россия продает свой газ в Европу дороже - в среднем за 5,8 долларов за миллион британских тепловых единиц, но агентство Argus подчеркивает: российские газовики, в отличие от американских поставщиков, не столь сильно привязаны к ситуации на мировых нефтяных рынках, а потому способны без особого ущерба для отрасли снизить цены на свой газ до уровня ниже 3 долларов за миллион британских тепловых единиц. 

Для американских сланцевых компаний такие цены будут означать разорение.