Киев превратился в город без детей. Приблизительно так же, как это происходило в 1986 году после аварии на Чернобыльской АЭС. Кто видел архивные кадры или жил тогда в столице Украинской ССР помнит, как всех детей, кроме выпускников школ, которым надо было получать аттестаты, организованно вывозили в другие регионы: «Пока – на лето, а там – посмотрим».
Длинные вереницы городских автобусов со знаком «Дети» в сопровождении машин ГАИ тянулись к спецпоездам, которые вывозили класс за классом, школу за школой, в пионерские лагеря южных регионов страны с начала мая и до конца августа. Летом 1986 года увидеть ребенка в Киеве было практически невозможно, а взрослые передвигались исключительно по работе, минимизируя время пребывания на улицах из-за радиоактивных осадков.
Сейчас же вся Украина, а не только Киев, все больше и больше превращается в такую же опасную зону, откуда детей вывозят подальше, как от места, где им грозит опасность. Только теперь это не невидимое радиоактивное излучение, а более очевидные угрозы для жизни детей.
С одной стороны, это удары российскими беспилотниками и ракетами, летящими по военным целям на Украине, а также противоракетами, которые пытаются их сбить над жилыми кварталами. Получается, что системы ПРО ВСУ, защищая военные объекты, взрывают дома своих же украинских граждан. Хотя часто сами военные объекты, например по сборке боевых дронов, размещаются в торговых центрах, школах, вузах и других «гражданских объектах», чтобы обеспечить скрытность такого военного производства.
С другой стороны, это запрет на выезд из страны для всех юношей старше 18 лет. Притом что официально мобилизация касается только мужчин от 25 до 60 лет. Таким образом, закончившая школу молодежь держится в резерве для дальнейшего понижения мобилизационного возраста. Приблизительно как поросята в загончике, которых готовят на убой.
Попытки зазвать молодых людей добровольцами в ВСУ практически провалились. Контракт 18-24 подписало менее 1000 юношей, да и те уже начали «возвращаться домой» в гробах или инвалидами.
После прихода к власти американского президента Трампа в начале 2025 года украинские семьи с детьми-школьниками надеялись, что он выполнит свое обещание и принудит хунту Зеленского к мирному урегулированию конфликта. Однако к лету этого года ситуация не только не стала лучше, а даже ухудшилась.
Начались систематические обстрелы военных объектов в Киеве, который за весь период СВО практически не подвергался атакам. Сейчас же взрывы и пожары происходят практически через день и с каждой военной тревогой все больше жителей украинской столицы живут в подземных станциях метро.
Кадрами из киевского метро сейчас можно иллюстрировать слова, которыми в 2014 году президент Украины Порошенко угрожал жителям Донбасса: «У нас дети пойдут в школы и детские сады, а у них они будут сидеть в подвалах». Именно в таких условных подвалах сидят теперь киевляне.
В итоге украинские семьи стали более активно вывозить за границу своих детей, которые в мае как раз окончили очередной класс. Естественно, что детей увозили и в процессе учебного года. Образовательный омбудсмен Украины Надежда Лещик так описала ситуацию: «В старших классах начинает учиться одно количество детей, а заканчивает – совсем другое. Родители, с которыми я общалась, прямо говорят: неоднозначные заявления о мобилизации с 18 лет заставляют их действовать».
Это лето, возможно, станет рекордным и к 1 сентября детей на Украине останется намного меньше. В соцсетях пишут, чем старше дети, тем меньше их остается в школах: «…в Черновцах из 42 школ только 14 набрали полные первые классы», «…мой сын пока единственный ученик в своем первом классе»; «в Киеве нет никого в 10-11 классах». Схема достаточно простая: «Сейчас после 8-9 класса начинают вывозить. Некоторые дети учатся дуально – в европейской школе и в нашей, чтобы потом сразу туда перебраться и доучиться».
По данным Госстатистики, на Украине осталось наименьшее количество школьников за последние 30 лет – 3,74 млн. детей. Однако эти цифры показывают лишь наличие зарегистрированных в стране детей, а не их фактическое наличие.
Многие дети «временно выехали» за границу, причем часть из них даже оформила дистанционное обучение в украинских школах, хотя в стране их уже давно нет.
Статистика ООН показывает, что за границей находится примерно 1,4 млн. украинских беженцев в возрасте от 3 до 17 лет. Вот только, как всегда, эта статистика отстает от реальных показателей.
Угроза для детей, находящихся на Украине, состоит не только в том, что их не выпустят из страны по достижении 18 лет. Гораздо более опасна их ментальная трансформация, которую проводят под видом «воспитания патриотизма»: ярая русофобия в стиле «москалей на ножи», неприятие всего русского, в т. ч. общей истории и культуры, ложные нарративы истории Второй мировой войны и в целом истории России и СССР, частью которых была Украина.
Особенно калечит психику детей 10-15 лет военная подготовка в лесных лагерях, где боевики украинских нацбатальонов учат их стрелять, готовить диверсии и теракты. В таких спецлагерях детям также проводят психологическую подготовку, практически зомбируя их по образцу террористов-смертников из «Аль-Каиды».
Так что вывоз детей из страны вызван не только желанием спасти их жизнь, но и сохранить им здоровую психику и вытащить их из-под постоянного пресса русофобской пропаганды, которая безостановочно льется из всех украинских СМИ.
Кроме того, с приближением ВС РФ у семей, которые не хотят уезжать из военной зоны, насильно отбирают детей у родителей под видом «принудительной эвакуации». Поэтому некоторые сразу выезжают с детьми за границу и затем пытаются вернуться домой в новые регионы России.
Кстати, многие власть имущие в Киеве уже давно отправили своих детей жить и учиться за рубеж, чего они особо и не скрывают. Например, вся семья украинского министра обороны Умерова, включая жену, детей, брата и отца, давно живет в США.
Во Франции существует такое понятие как «потерянное поколение». Сам термин появился сто лет назад и описывает людей, чье детство пришлось на период Первой мировой войны. Все из-за того, что многие из них после завершения войны не смогли адаптироваться к мирной жизни: спивались, сходили с ума и кончали жизнь самоубийством.
Чем дальше, тем больше вероятность того, что очередное такое «потерянное поколение» появится на Украине. Часть из них страна уже потеряла из-за их отъезда за рубеж, а другая – накачанная русофобией, не сможет спокойно существовать в мирной жизни из-за сломанной психики.