Эпоха Каримова. Окончание или продолжение?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Президент Узбекистана Ислам Каримов скончался. 

Он не только 26 лет правил необычайно сложным государством, он 26 лет являлся своеобразным хранителем региональной стабильности.

Ему выпало вести страну самостоятельно, без ссылок на инструкции ЦК, потому он и ломал столько дров на этой дороге. Сознавая традиционно ведущую роль Узбекистана в регионе, он первым в Средней Азии через несколько дней после провала ГКЧП заявил о независимости. 

Будучи одним из «детей перестройки», Каримов растянул эту перестройку на весь огромный период своего правления. На региональной шахматной доске с ним стоит вровень лишь одна фигура – Назарбаев. Поэтому понимающие Азию и говорят об «эпохе Каримова».

Его политическое долголетие берет начало в советской госплановской среде, но бывший хозяйственник сохранил традиционное для восточной культуры отношение к власти как к сакральному объекту, он не нырнул в национализм, как Кравчук, Шушкевич, Шеварднадзе или Снегур. Он смог законсервировать элементы советской преемственности, не пренебрегая управленческими традициями феодальных эмиратов, что и сделало эпоху Каримова эпохой стабильности.

Да, в этой эпохе были перестрелки, стремительные рокировки и внешнеполитические метания, были Кувасай и Андижан, но всё-таки это была стабильность. Особенно если вспомнить, что рядом - Афганистан, а соседние Таджикистан и Киргизия пережили кровавые гражданские войны.

Несмотря на всё, Каримов оставался крепким, как стены Гур-Эмира. Да что говорить – он начинал вести государственный корабль при Ким Ир Сене и Маргарет Тэтчер, пережил в политике Рейгана, двух Бушей, Клинтона… 

Именно этот период отношений с Россией как государством, два века имеющим колоссальное влияние в регионе, стал самым сложным и самым противоречивым. Раздававший налево-направо демократию и суверенитеты Ельцин не только терял рычаги влияния, он перечёркивал глубокие геополитические традиции, оставляя дружественные республики на растерзание местным националистам, туркам, китайцам, американцам. И Каримов, руководствуясь логикой самостоятельного выбора, то позволял американцам размещать у себя военные базы, то изгонял их.

При Каримове Узбекистан успел побывать в составе антироссийского блока ГУУАМ, учреждал ОДКБ (которая даже называлась «Организация Ташкентского договора»), потом выходил из неё, входил и «приостанавливал» членство в ЕАЭС, вступил в ШОС… Каримов лавировал так, что, с одной стороны, допустил инспирированный спецслужбами США домашний арест собственной дочери Гульнары, а с другой - Россия простила ему долг в 890 млн долларов.

Он умел ставить цели и добиваться результатов: чисто выиграл первые выборы (86%), в 1995-м добился продления полномочий, спокойно переизбрался в 2000-м и вновь продлил свои полномочия. В 2015-м он опять получает 90% голосов на выборах. И никаких майданов!

Можно спорить о средствах достижения результатов, но результаты были! Прежде всего, удалось избежать региональной бойни, которая с учётом непростого соседства, борьбы кланов и разгула исламизма казалась неизбежной.

Каримов строил светское, национальное, развитое государство. И тоже добился результатов. Невзирая на то, что ислам чувствует себя в республике очень хорошо, президент Ислам вёл непримиримую войну с исламистами. После покушения, совершённого на него в 1999 году, эта война стала ещё жёстче. Он отстреливал ваххабитов, прессовал ИДУ, перекрывал границу с Афганистаном… 

В Ташкенте знают: пока серьезное столкновение кланов не грозит, а в основе социальной структуры остаётся внутренне единая махалля (соседская община в городском квартале), влиянию исламистов будут сопротивляться все местные элиты.

В то же время решение национального вопроса оказалось связано с кровью. Главными врагами националистов стали киргизы и турки-месхетинцы, их резали, подставляя своих узбеков для расправ в Оше и Джалал-Абаде. Русские из Узбекистана (более 3 миллионов человек на 1991 год) выехали быстро и почти полностью, влияние русского языка и культуры уже сведено на нет. Забыто, что даже термин «узбек» («я сам господин») придуман, по сути, русскими для обозначения сартов, хивинцев, бухарцев, кипчаков, карлуков, локайцев (всего 90 с лишним родов).

Конечно, здесь тоже переписывают историю, уничтожают памятники (хотя до таких безумств, как в условиях порошенковской Украины, дело никогда не доходило). Даже знаменитый памятник «Дружба народов» в Ташкенте в честь узбекской семьи Шамахмудовых, которая в годы Великой Отечественной войны усыновила 15 детей разных национальностей, передвинут на окраину.

Что касается развитого Узбекистана, то Каримов и здесь кое-что успел, учитывая, что ему приходилось действовать в обстановке уничтожения советского промышленного наследия. Это называют «малой модернизацией», главным достоянием которой стал автопром (узбекская сборка), живущий на удивление экспортом. Хотя в основе экономики, разумеется, сельское хозяйство.

При Каримове, по официальным данным, население республики выросло с 19,8 до 31,6 млн. человек. Это самый высокий показатель прироста народонаселения в постсоветском мире. Проблему «лишних людей» Каримов решил эффективно - отправил на заработки в Россию миллионы гастарбайтеров, которые теперь поддерживают своими денежными переводами бюджет Узбекистана. 

«Неверно думать, что, вот уйдет Каримов и случится прорыв демократии... В нынешних условиях там демократия не нужна, о ней не может быть и речи. Узбеки в куда большей степени приспособлены к построению государства... Несмотря на то, что по утверждению очевидцев, тамошние жители едят плов без мяса, устои государственности у них крайне мощны», - считает известный казахстанский публицист Джанибек Сулеев.

Сегодня многие говорят о неопределённости в Узбекистане, что вполне естественно. В то же время постоянные опасения высказывались все эти 26 лет - афганские боевики, наплыв мигрантов, наркотрафик, исламисты, однако никакой катастрофы не происходило.

Пока очевидны лишь две проблемы: отношения с Таджикистаном и особенно с Киргизией, где накопилось уже много конфликтов (межэтнические столкновения, «войны за воду»…).

Ташкент недоволен строительством в таджикском Памире Рогунской ГЭС, а с Киргизией уже дошло до территориальных споров. На горе Унгар-Тоо, на не согласованном сторонами пограничном участке, расположена радиорелейная станция, откуда, начиная, между прочим, с 90-х годов, на Узбекистан вещала узбекская редакция ВВС, гостеприимно принятая правительством Киргизии. Для Каримова эта радиостанция была источником опасности, и 22 августа узбекские военные взяли гору под свой контроль.

Сегодня среди киргизских политиков есть такие, кто рвётся к настоящей войне с Узбекистаном. Национал-джигит Азимбек Бекназаров (прозвище «Бульдозер Революции») уже заявил, что готов начать эту войну лично. Пока обуздать этого джигита власти Кыргызстана не хотят. Или не могут…

Разумеется, никуда не делся Госдеп США, для которого Узбекистан - «зона особого внимания» в регионе, особенно после событий в Турции, ослабления трафика опиатов, потери опорных точек в Киргизии и отсутствия таких точек в Таджикистане, Туркмении и Казахстане. То есть по большому счёту закрепиться в Центральной Азии Соединённым Штатам не удалось, и они пытаются изменить это положение.

Предложение о создании группы «С5+1» в составе США, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана под обещание «инвестиций в развитие гражданского общества» и помощь в борьбе с терроризмом было в числе таких попыток. Мудрые восточные правители от предложения отказались, но после этого вдруг начались земельные бунты в Казахстане, теракты в Алма-Ате и Бишкеке. Теперь то, что не удалось американцам в Турции, они могут попробовать в Ташкенте.

Угрозы стабильности республики являются, прежде всего, внешними, и возможно, процесс становления посткаримовского Узбекистана будет болезненным. Однако внутренняя стабильность и преемственность внешней политики при нормальных отношениях с соседями и с Россией могут позволить продлить «эпоху Каримова» и после его ухода.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться