Феофан Затворник. Освященный в другом мире

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Шесть лет назад в рамках предпразднования 200-летия святителя Феофана Затворника в Киево-Печерскую лавру прибыл из Вышенского монастыря (Рязанской епархии) ковчежец с частицей мощей подвижника. Как сообщал сайт монастыря, «пребывание святых мощей святителя Феофана Затворника в Киево-Печерской Лавре имеет особое значение, поскольку становление его как священнослужителя прошло в стенах этого древнего монастыря: в 1841 г. в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры состоялись диаконская, а позднее и священническая хиротонии будущего святителя». И сам он всю жизнь вспоминал: «Киевская Лавра – неземная обитель. Как пройдешь брешь, бывало, так и чуешь, что зашел в другой мир».

Тот самый «другой мир». Раскрашенная литография XIX в. Успенский собор – в левой части открытки

В течение двух недель не иссякал поток верующих в Крестовоздвиженский храм Печерской обители к святым мощам. То же наблюдалось в Донецке, Запорожье, Тернополе, Почаеве, Виннице и других городах тогда ещё мирной Украины. А затем наместник лавры Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, отслужив последний молебен перед святыней, благословил с пением величания святителю Феофану участников Крестного хода по памятным местам его жизненного пути.

Одновременно, готовясь к юбилею, издательский отдел Русской Православной Церкви совместно с синодальным отделом по культуре УПЦ МП приступили к поискам и исследованию рукописного наследия святителя в киевской Национальной библиотеке им. Вернадского. Киевский Покровский монастырь и лично его игуменья Каллисфения при поддержке замглавы Государственной архивной службы Украины Виктора Воронина организовали исследования в Центральном историческом архиве Украины и в рукописных фондах Государственной научной архивной библиотеки Киева.

Однако в 2014 г. «времена сменились», и при новом режиме 200-летие Феофана Затворника официальная Украина так не отметила. Не удивительно…

«Смиренный шар»

Будущий святой родился 22 января (10 января по русскому стилю) 1815 г. в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии в многодетной семье сельского священника Василия Тимофеевича Говорова. Мальчика назвали Георгием.

К двадцати двум годам Георгий закончил Ливенское духовное училище и Орловскую духовную семинарию. Уже в это время проявились в нём зачатки будущего святительства: в семинарских ведомостях отмечалось, что Говоров отличается «склонностью к уединению; назидателен в обращении с товарищами; подает собою пример трудолюбия и благонравия; кроток и молчалив». В 1837 г. как лучший выпускник он был направлен в Киевскую духовную академию.

Академию Георгий закончил в 1841 г., уже иеромонахом с именем Феофан. Его магистерская работа в числе лучших была отправлена в Святейший синод. Сразу после окончания академии молодой выпускник был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища, в высшем отделении которого он стал преподавать латынь.

Однако уже в следующем году иеромонах Феофан был определён инспектором и преподавателем психологии и логики Новгородской духовной семинарии. Ещё через два года переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию, где стал помощником инспектора. В 1846 г. он был удостоен звания соборного иеромонаха Александро-Невской лавры.

К этому времени отец Феофан уже остро чувствовал, что его гораздо больше влечёт монашеская жизнь. В письме к своему духовному наставнику киевских времён, тогдашнему ректору Духовной академии епископу Иеремии он писал: «Ученою должностью начинаю тяготиться до нестерпимости. Пошел бы в церковь, да там и сидел».

В 1847 года по собственному прошению иеромонах Феофан был направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Здесь он занялся иконописью, столярным делом, выучил греческий и французский языки, принялся за еврейский и арабский. В монастырях Палестины переводил памятники аскетического наследия с греческого на русский (в 1852 г. синод утвердил его в звании «корреспондента конференции Киевской духовной академии»). В Иерусалиме отец Феофан непосредственно столкнулся с католичеством, воочию ощутив его изъяны, а вместе с тем и прозелитическую напористость. «Папа изменил многие догматы, все таинства перепортил, расслабил правила церковного руководства и исправления нравов, и все пошло не по намерению Господа – хуже и хуже...» – позже напишет святой.

В связи с началом Крымской войны миссия была из Иерусалима, находившегося тогда под властью турок, отозвана. Возвращался отец Феофан через Западную Европу, где провёл почти год, исследуя библиотеки, музеи, университеты, имея общение с местной элитой, включая папу Пия IX.

Весной 1855 г. его, ещё более укрепившегося в антипапистских воззрениях, назначают преподавателем канонического права Санкт-Петербургской духовной академии и возводят в сан архимандрита. Через полгода отец Феофан становится уже ректором Олонецкой духовной семинарии, а с окончанием Крымской войны, в мае 1856 года, его назначают настоятелем русской посольской церкви в Константинополе. В мае следующего года он уже ректор Санкт-Петербургской духовной академии и, кроме того, служит наблюдателем за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях Санкт-Петербургского округа. В том же году архимандрит Феофан избирается председателем комитета при Академии наук по изданию трудов византийских историков, а с 1858 года — председателем комитета по переводу Священного Писания на русский язык.

За свои труды архимандрит был в 1857 г. был награждён орденом Святой Анны, а в 1859 г. – орденом Святого Владимира.

29 мая 1859 г. архимандриту Феофану «высочайше повелено быть епископом Тамбовским и Шацким». На архиерейской кафедре в полной мере раскрывается талант Феофана-проповедника: «Глубокое знание всех движений сердца человеческого и его духовных потребностей, опытное знакомство с духовной жизнью, обширные познания в области и Священного писания, и творений святоотеческих, и наук естественных, исторических и других, и иные высокие достоинства отличают слова преосвященного Феофана к тамбовской пастве, при необыкновенной ясности, живости и простоте изложения чрезвычайно сильное производившие впечатление на слушателей», – писал профессор Московской духовной академии Иван Николаевич Корсунский. Епископ Феофан и подчинённых ему священников учил, «что проповедничество есть первый, прямой и священный долг его, а вместе с тем должно быть и внутренней потребностью, если только правильно и сознательно относиться к своему высокому служению». Директор тамбовского учительского института И.И. Дубасов отмечал: «Епископ Феофан поднял умственно-нравственный характер нашей епархии, привлекши в среду духовенства несколько лиц с академическим образованием, что до него было большой редкостью». К тамбовскому периоду преосвященного Феофана относится выход в свет четырёх выпусков «Писем о христианской жизни».

Однако и этот период оказался для владыки кратковременным.

Сам он сравнивал себя «с шаром, без треска и шума катящимся туда и сюда по направлению сообщаемых ему ударов». «В этих словах его выражается покорность воле Божией», – читаем в житии святого.

В 1863 г. святитель был перемещён на Владимирскую кафедру. Владимирская губерния с её 1 млн. 250 тыс. жителями особо нуждалась в миссионерстве, поскольку в её пределах уже действовало немало сектантских центров. Здесь, как и в Тамбовской епархии, владыка всячески расширял различные формы образования простого народа: церковно-приходские школы, частные светские школы грамотности, воскресные школы в городах и больших селах. Святительская деятельность была отмечена вторым орденом Святой Анны (1-й степени).

Однако тяга к уединённому монашескому деланию не оставляла владыку. В мае 1865 г. он писал святителю Игнатию Брянчанинову: «Совсем осуетился. И очень часто порываюсь на Вашу дорогу. Как бы устроилось сие! Не вижу ворот по моей близорукости. Иногда бываешь готов за перо взяться и писать прошение о том; да что-то в груди поперечит. И остаюсь при одном желании. Будем сидеть у моря и ждать погоды. А грехи так и тяготят, а страсти так и бьют по бокам».

На следующий год подал прошение об уходе на покой. Оно застало синод врасплох. Особое недовольство выказывали митрополиты московский Филарет (Дроздов) и санкт-петербургский Исидор (Никольский). В письме последнему епископ Феофан пояснял: «Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». И просьбу удовлетворили.

Во время прощания архипастыря с паствой особо отчётливо проявилась всеобщая любовь, которой он пользовался. По свидетельствам очевидцев, верующие, заполнившие кафедральный собор, «обливались слезами».

Затвор для мира

Для монашеского уединения преосвященному был построен деревянный флигель в Вышенской пустыни (Тамбовской епархии).

Келия свт.Феофана Затворника. Рис. Л.А. Вороновой

В 1872 г., отклонив последнее предложение синода – возглавить Московскую епархию, владыка ушёл в затвор. В келье он устроил себе домовую церковь. С 1873 г. занялся переводами книг об аскезе. Сам себя он затворником не считал: «Из моего запора сделали затвор. Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества». «Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату», – рассуждал он в одном из писем «в свет». Переписка его была действительно обширной: от 20 до 40 писем получал он ежедневно, отвечая на каждое.

В одном из писем святитель предсказал революцию в России. Причинами её называл либерализм и некритическое отношение к Западу: «Современное русское общество превратилось в умственную пустыню. Серьезное отношение к мысли исчезло, всякий живой источник вдохновения иссяк... Самые крайние выводы самых односторонних западных мыслителей смело выдаются за последнее слово просвещения».

«Нас увлекает Запад, но на Западе уже заходит солнце правды, а мы, восточные, должны пребывать в свете, и не только сами освещаться, но и всем светить... – писал вышенский затворник. – О, если бы дал Бог, чтоб… слились мы все в живое единомыслие Православия и совокупными усилиями свеяли с земли русской тлетворный прах, навеваемый с Запада!.. Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! И, однако ж, зло растет. Ужели мы не образумимся? Западом и наказывал, и накажет нас Господь, а нам всё в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем…»

Так и сегодня любимый Феофанов Киев не видит, не слышит и не разумеет, что творит. И в тоже время десятки тысяч людей на Украине знают и помнят наследие святителя Феофана Затворника. И есть надежда, что этими тысячами спасётся Малая Русь.