Война и мир президента Штайнмайера

Немецкие «Торнадо» перебрасываются в зону сирийского конфликта

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

«Если Вы хотите построить социализм, выберите страну, которую не жалко», - изрёк однажды кайзер Германии Отто фон Бисмарк и ограничил деятельность немецких социал-демократов специальным законом, не тронув, впрочем, политических эмигрантов из других государств. Взошедший на трон уже после его смерти кайзер Вильгельм Второй не внял мудрому совету Бисмарка и в 1912 году этот закон отменил, что повлекло бурный рост в стране  разнообразных социалистических и социал-демократических сил, а увенчалось появлением Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП) во главе с Адольфом Гитлером.

Социал-демократы всегда проявляли себя как партия верноподданных и даже голосовали в рейхстаге перед началом Первой мировой войны за увеличение военного бюджета Германии. То же самое они сделали в 1930 году. Именно политические предшественники Франка-Вальтера Штайнмайера и Зигмара Габриэля заблокировали в рейхстаге предложение коммунистов запретить секретный военный фонд, существовавший в нарушение Версальского договора, и тем самым усилили милитаризацию Германии ещё до прихода Гитлера к власти.

Такая политика выходила немецким социал-демократам боком по крайней мере дважды: Сталин не поверил в их искренность и не поддержал в момент решающей схватки за власть с Гитлером, а Гитлер не оценил их прежних заслуг и отправил в концлагеря.

Вся эта печальная история вспоминается при чтении интервью одного из лидеров СДПГ и президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера крупнейшей немецкой газете «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг». 

«Риски для безопасности Германии возрастают, – сообщает президент страны читателям. – Наше окружение стало другим. Поэтому мы должны усиливать наши военные возможности. Именно потому, что мы относимся к немногим политически и демократически стабильным государствам, от нас ожидают, что мы усилим свое участие в конфликтах и станем активнее, чем 10 или 20 лет назад».

По мнению Штайнмайера, причиной ухудшения положения («возрастания рисков») стала Россия. «Я напомню лишь о том, что с момента противоправной аннексии Крыма вопрос о войне и мире снова вернулся на европейскую землю, за которую мы несем ответственность», – заявил немецкий президент.

Однако это не всё: «Было бы недостаточным ограничивать возрастающую ответственность Германии только военными вопросами», – цитирует видного социал-демократа «Франкфуртер Альгемайне». Намерение показать Германию во всей её мощи так и лезет в глаза. Как-никак, после наметившегося падения интереса США к континентальной Европе надо кому-то в Старом Свете замещать сверхдержаву.

История повторяется. Готовность немецких верхов втянуться в авантюры за рубежом под флагом «возрастающей ответственности Германии» всё заметнее, а социал-демократы по традиции этому подыгрывают. Только теперь против их ренегатства борются уже не коммунисты, а их внучатые племянники – Левая партия, которая вместе с зелёными требует вывода частей бундесвера из Польши и Прибалтики, а также частей люфтваффе с Ближнего Востока. На днях в бундестаге предстоят очередные слушания, на которых Левая и зелёные поднимут вопрос о недопустимости потворствовать милитаристскому зуду в Германии. И, конечно, снова проиграют – в бундестаге у них  мало голосов.

А причины для беспокойства у этих партий имеются. Министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен объявила о решении перевести 8 немецких истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» и обслуживающие их самолёты-дозаправщики, а также 250 военнослужащих с турецкой базы Инджирлик в Иорданию, на базу Муваффак Салти (Muwaffak Salti).

Причиной такого решения стал кризис в турецко-германских отношениях, а критической точкой – отказ Турции в выдаче виз депутатам бундестага, собиравшимся посетить немецких военнослужащих в Инджирлике.

В итоге немцы попадут в более опасные условия. Территория Иордании примыкает к югу Сирии, где сейчас разворачиваются основные боевые действия. Кроме того, база Муваффак Салти слабо охраняется силами ПВО и немецким лётчикам придётся решать заново проблемы обеспечения безопасного режима взлёта-посадки. Всё по Штайнмайеру: «риски увеличиваются». Урсула фон дер Ляйен дала на решение этих проблем три месяца. 

В октябре немецкие самолёты-разведчики должны подняться в небо для выполнения боевых задач с иорданского аэродрома.

И это не единственная проекция немецкой военной силы за рубежом. В патрулировании воздушной границы прибалтийских республик с РФ уже участвуют 4 немецких «Еврофайтера», в дальнейшем немецкий воинский контингент здесь должен быть расширен. 

Надо думать, речи Штайнмайера о «возрастающей ответственности Германии» готовят общественность к расширению зарубежных военных операций бундесвера. И тут вспоминается афоризм Отто фон Бисмарка: «Стоит только посадить Германию в седло, а уж поскакать-то она сумеет». Правда, канцлер частенько сопровождал эту мысль высказыванием иного свойства: «Когда кончаются доводы, начинают говорить пушки. Сила – это последний аргумент тупицы».

Нет, всё-таки не дотянуть президенту Францу-Вальтеру Штайнмайеру до канцлера Отто Эдуарда Леопольда фон Бисмарка.