Главными темами переговоров премьер-министра Венгрии Виктора Орбана с президентом Польши Анджеем Дудой и премьером Матеушем Моравецким в ходе однодневного визита венгерского премьера в Польшу 14 мая 2018 г. были вопросы формирования бюджета ЕС...

Варшаву и Будапешт объединяют трения с Брюсселем

Виктор Орбан: старая Европа зарабатывает на таких странах, как Польша и Венгрия

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Главными темами переговоров премьер-министра Венгрии Виктора Орбана с президентом Польши Анджеем Дудой и премьером Матеушем Моравецким в ходе однодневного визита венгерского премьера в Польшу 14 мая 2018 г. были вопросы формирования бюджета ЕС, миграционный кризис, а также усиление позиций Восточной Европы в рамках Евросоюза. 

В представленном Европейской комиссией (ЕК) проекте бюджета ЕС на 2020-2027 гг. предусмотрено увеличение бюджетных отчислений для одних стран (Швеция, Австрия, Дания, Нидерланды и др.) и сокращение финансовой помощи для Польши и Венгрии. Польская и венгерская судебные системы, по мнению Брюсселя, лишены независимости. В качестве основания для сокращения помощи будет использована не ст. 7 Договора о Европейском союзе, позволяющая лишать членов ЕС права голоса, а более нейтральная ст. 322 о финансовом администрировании. 

В ответ венгерский премьер Виктор Орбан обвинил старую Европу в том, что она зарабатывает на таких странах, как Польша и Венгрия.

Польское и венгерское правительства выступают решительно против навязываемых Брюсселем миграционных квот. Польша отбивается от квот утверждениями, что она уже приняла больше миллиона мигрантов (имеются в виду украинские гастарбайтеры), Венгрия – заявлениями о мигрантах из Африки и с Ближнего Востока как угрозе национальной безопасности и культуре. 

Проблему миграции Орбан называет самой важной политической темой для демократии. Нынешний состав Европарламента, принимавший решение о распределении мигрантов, избирался в 2014 г., до миграционного кризиса 2015-2016 гг. и должен обновиться после выборов 2019 г. «Может, более рассудительно и более демократично дождаться выборов в Европарламент следующего года, когда граждане смогут принимать решение, зная характер и масштабы данной проблемы?» – спрашивает Орбан. 

В октябре 2016 г. на референдуме в Венгрии 92,29% венгров сказали «нет» приёму мигрантам, и Орбан надеется, что такие настроения, свойственные не только венграм, подскажут, как проголосовать на выборах в Европарламент в 2019 г. 

Однако выборы 2019 г. будут отличаться упором на формирование транснациональных политических сил с целью «строительства подлинно европейской общественной сферы»; транснациональным партиям планируется выделить 30 мест. Венгрия и Польша – против размывания национального представительства. Они справедливо опасаются, что транснациональная повестка дискриминирует Восточную Европу. Германия тоже против, но по другим причинам: она видит Европу сферой своего влияния и не желает делиться властью с транснациональным силами, в составе которых возьмут верх Великобритания и Франция.

Вместе с тем взгляды на будущее «объединённой Европы» у Польши и Венгрии разнятся. Будапешт крайне ревниво относится к суверенитету Венгрии, в том числе в военной сфере. Принцип Орбана: сильная Венгрия невозможна без сильной армии, а защита Венгрии – дело самих венгров, а не НАТО или ЕС. В ближайшие годы военный бюджет Венгрии увеличится практически вдвое. Это – ответ Будапешта на инициативу Германии о создании единой европейской армии. 

Польша тоже против создания армии Евросоюза, но исходит из того, что такая армия «подорвала бы единую оборону НАТО» (читай: снизила бы военное влияние США в Европе). Тот же смысл несёт польский проект Троеморья (Адриатика – Балтика – Чёрное море). Руководитель канцелярии президента Польши Кшиштоф Щерский по итогам переговоров Виктора Орбана и Анджея Дуды сказал: «Разговаривали о том, как сделать нашу часть Европы более сплочённой и экономически сильной. Это созвучно концепции Троеморья. Премьер Орбан… отмечает в этом проекте инфраструктурного объединения нашей части Европы очень важную роль Венгрии и Польши». 

В отличие от Польши Венгрия рассматривает Троеморье не как военно-политический союз антироссийской направленности, а как экономический проект и инструмент сплочения Восточной Европы, об отличиях которой от остальной Европы Орбан регулярно говорит. 

Едва ли не больше всего Варшаву и Будапешт объединяют трения с Брюсселем, но за пределами этого расхождений между двумя восточноевропейскими членами ЕС остаётся много. Польша ставит перед собой задачу найти схему взаимодействия с Венгрией без ущерба отношениям с Западом, тогда как Будапешт стремится к лидерству в Вышеградской четвёрке (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия), чтобы превратить её в инструмент дистанцирования от Западной Европы. Наконец, Варшава не разделяет стремление Будапешта установить стабильные отношения с Россией. Всё это придаёт польско-венгерскому партнёрству ограниченные рамки.