Чтобы использовать молодых интеллектуалов и с их помощью успеть в четвёртую промышленную революцию, два года назад Евросоюз учредил государственно-частное партнёрство по электронным компонентам и системам для европейского лидерства.

Таланты из Европы бегут за океан...

Из-за чего Европа «исчезает с карты мира»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Как и на заре прошлого века, из Европы через Атлантику опять бегут таланты и проходимцы. Оставим последних Интерполу, нам интереснее то, что заставляет сегодня плыть под руку статуи Свободы тех, чьи таланты уже стали украшением Европы. 

Чтобы использовать молодых интеллектуалов и с их помощью успеть в четвёртую промышленную революцию, два года назад Евросоюз учредил государственно-частное партнёрство по электронным компонентам и системам для европейского лидерства (Electronic Components and Systems for European Leadership – ECSEL).  В ближайшее десятилетие на цели исследований, инноваций и продвижение высоких технологий по линии ECSEL предусмотрены 1,2 миллиарда евро из бюджета Евросоюза, столько же – из бюджетов национальных правительств и 1,7 миллиарда евро от частных компаний.

Как считает брюссельское издание EUobserver, «партнерство ECSEL появилось в ответ на конкуренцию США и Азии, в частности Китая, Японии, Южной Кореи и Тайваня. Его целью было предотвратить попадание в стратегическую зависимость ЕС от конкурирующих рынков полупроводников и других жизненно важных компонентов».

Раздавая деньги на стартапы, «ECSEL финансирует исследования и инновационные проекты мирового уровня в ключевых технологиях, требующихся для сохранения лидерства Европы в конкуренции в эру цифровой экономики». Звучит амбициозно, но в Старом Свете действительно есть кого поддерживать. «Европа – это дом для многих потенциальных Ларри Пэйджесов (Larry Pages  – разработчик и сооснователь поисковой системы Google) и Марков Цукербергов (Mark Zuckerberg – один из разработчиков и основателей социальной сети Facebook), – считает брюссельский Центр по изучению европейской политики (Centre for European Policy Studies – CEPS). – Просто надо перестать держать их в паутине национальных нормативов и позволить им лететь». Высказывание довольно неосторожное, поскольку не позволить талантам из Европы «полететь» (в ту же Америку) сегодня сложно, если не невозможно. И это  наносит европейским странам  невосполнимый ущерб.

Свежий пример: месяц назад модная шведская электронная игрушка Spotify, позволяющая бесплатно слушать более 300 миллионов песен в мобильных устройствах, на игровых консолях, телевизорах и стереосистемах, не скачивая их на компьютер, и доступная в 66 странах мира, выставила свои акции на биржу и в первый же день стала на 13 процентов дороже, нарастив капитализацию до 28,7 миллиарда долларов. Сумасшедшие цифры, но у игры и сумасшедшая аудитория – 100 миллионов человек. Основатели Spotify шведы Мартин Лоренцсон и Дениэл Эк создали сервис, позволяющий слушать практически всё в любое время суток, в отличном качестве и всего за 10 долларов в месяц. Компания оставляет себе 30 процентов доходов, распределяя оставшиеся 70 между правообладателями в соответствии с тем, насколько популярна их музыка среди пользователей сервиса, нанося тем самым удар по всем музыкальным пиратам Интернета.

Как выяснил CEPS, «новые европейские технологические центры появляются в самых неожиданных местах, далеко от активных зон вроде Лондона, Берлина или Стокгольма. Международная технологическая инвестиционная фирма Atomico, базирующаяся в Лондоне, указывает на Париж, Мюнхен, Цюрих и Копенгаген как города, о которых мы услышим в очень скором времени. Французская столица уже оспаривает первенство Лондона и Берлина по финансируемым венчурным сделкам…». В новые технологические проекты Европа вложила в прошлом году 19 миллиардов долларов в сравнении с 14,5 миллиарда в году предыдущем. А пару недель назад Еврокомиссия объявила об увеличении в бюджете будущего года расходов на исследования в области инноваций ещё на 64 процента.

Европа не хочет быть второй в эру цифровой экономики, и у неё есть на то основания: «Европа чеканит много Spotify. Семь европейских технологических стартапов вошли в клуб миллиардеров, доведя их общее число до сорока одного, – подсчитал CEPS. – Сегодня Европа стала домом первопроходцев инноваций». Именно в этом ключе Европу внимательно разглядывают из-за Атлантики. The Wall Street Journal пишет, что «новые технологические центры растут как грибы по всей Европе… Технологические и связанные с ними компании заполняют 20 процентов офисов в таких столичных городах, как Лиссабон, Вильнюс, Таллинн, Барселона, Краков, Эдинбург…». Однако шведы, создавшие Spotify, провели IPO не на шведской фондовой бирже, а на нью-йоркской. Соответственно, Нью-Йорк и «слизал сливки» со шведского проекта. Идеи, даже очень прибыльные, уже реализованные в конкретном проекте, всегда нуждаются в развитии. Развитие – в деньгах. Деньги – на фондовой бирже. На американской фондовой бирже. Потому что захоти Мартин Лоренцсон и Дениэл Эк разместить свои акции на бирже в Европе, пришлось бы утверждть продажу, а для этого компания должна была бы поставить в известность 27 различных органов власти в 27 европейских странах, чтобы получить разрешение обратиться к европейским инвесторам, перевести свои документы на все европейские языки и согласовать их со всеми местными правилами защиты инвестиций. «В Европе есть возможность роста инновационных высокотехнологичных компаний, но как только такой компании требуется капитал, Европа исчезает с карты мира», – невесело шутят исследователи из CEPS.

И это далеко не единственная проблема, заставляющая европейцев поглядывать за океан. В Европе, по данным исследования, проведенного Index Ventures, в технологических стартапах – даже в тех, что из «клуба миллиардеров», – работникам принадлежит не более 10 процентов акций компании. В США такая опционная схема найма работника предполагает не менее 20 процентов акций. Стремительно дорожающий стартап вроде музыкального Spotify быстро делает богаче его работников, что в свою очередь рождает новое отношение к работе. Вот почему таланты из Европы и дальше будут позволять себе «лететь» за океан, чтобы делать четвертую промышленную революцию. «Если европейские стартапы не станут более щедрыми с их опционными схемами акций», – уточняет CEPS. Не договаривают его специалисты только одно: Европа как «дом первопроходцев инноваций» рискует вообще «исчезнуть с карты мира», если делами европейских наций в эпоху цифровой экономики будет продолжать управлять наднациональная бюрократия ЕС.