Нападение по американское посольство в Багдаде

Ирак 2020 – кто кого?

Влияние США на процессы в Ираке достигло минимального с 2003 года уровня

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Ирак не первый год является ареной схватки США и Ирана за влияние, но последние недели принесли обострение, грозящее взорвать весь Ближний Восток. Массовые протесты, начавшиеся в Ираке 1 октября, спадали лишь на короткое время, затем вновь набирали силу. В стране отсутствует работоспособное правительство. Парламент, силы безопасности пребывают в прострации…  

И Вашингтон, и Тегеран стремятся использовать недовольство иракцев положением в стране в своих интересах. Некоторые эксперты полагают, что к нападениям на иранские диппредставительства в Басре, Неджефе и Кербеле приложили руку спецслужбы Саудовской Аравии – ещё одной страны, которая называет Иран своим противником и является давним союзником США.

Демонстрации сопровождаются насилием с применением огнестрельного оружия. По данным на 20 декабря 2019 года, в ходе столкновений погиб 551 человек, 24311 человек ранены. С начала октября заметно возросла террористическая активность: в октябре и ноябре от актов террора погибли 645 человек. За декабрь данных ещё нет, однако показательно, что боевики запрещённого в России «Исламского государства»* применяют старую тактику. 25 декабря три СВУ были подорваны в разных районах Багдада, пострадали не менее 12 мирных жителей.  26 декабря террористы устроили «свой» КПП на шоссе между провинциями Киркук и Салах эд-Дин – убиты шесть человек, находившихся в подъехавшем микроавтобусе. Отмечены случаи атак на шиитских ополченцев, сотрудников МВД и военнослужащих. По числу погибших от вооружённого насилия страна возвращается к уровню 2010 года.

С конца октября одной из приоритетных целей нападений стали объекты с американским военным присутствием – они подвергались ракетно-миномётным обстрелам 11 раз. 27 декабря в результате атаки, осуществлённой с использованием неуправляемых реактивных 122-мм снарядов, на базе К-1 в провинции Киркук один гражданин США (сотрудник ЧВК) погиб, несколько американских военнослужащих получили ранения. Президент Д. Трамп счёл это личным выпадом против него; по указанию Трампа самолеты ВВС США F-15 вылетели с авиабазы в Иордании и нанесли удары по пяти полевым лагерям «народного ополчения» в районе г. Аль-Каим на сирийско-иракской границе. Погибли не менее 32 человек, свыше 50 получили ранения. В Вашингтоне назвали эту атаку предупреждением.

Однако США, несмотря на всё своё преимущество, объективно не готовы вести полномасштабную войну с Ираном. Трамп – не тот человек, который умеет просчитывать военно-политические нюансы, тем более в далёком, диковинном для него районе мира, а ковбойская манера ведения бизнеса, перенесённая в Овальный кабинет, может сыграть с ним злую шутку.

В ряде  докладов «мозговых центров» признаётся, что влияние США на процессы в Ираке достигли минимального с 2003 года уровня. 6 декабря Госдеп США направил в комитет по внешним связям сената план по сокращению численности дипломатического персонала в Ираке на 28% к концу мая 2020 года. Внесены также предложения сократить численность военного контингента и количество персонала USAID. Вашингтонские ястребы встретили эти инициативы в штыки.

Спустя несколько часов после похорон жертв американского удара по позициям «шиитских ополченцев» в Багдаде произошли события, многократно ускорившие реализацию самых неблагоприятных сценариев Госдепа. Толпа разъярённых сторонников «ополченцев» прорвала наружный периметр безопасности посольства США и учинила погром, уничтожив камеры наблюдения, элементы защиты и устроив локальные возгорания. За этим наблюдали прибывшие руководители «народного ополчения», включая лидеров самых радикальных группировок – «Бадр», «Асаиб аль-Хак» и «Кятаиб Хизболла».

Ситуация для американцев сложилась критическая. Посол и основная часть дипломатов экстренно покинули дипмиссию на вертолётах. Остающиеся во внутреннем периметре заняли огневые позиции, им на помощь срочно прибыли более 100 морских пехотинцев с задачей не допустить прорыва в служебные помещения и обеспечить сохранность секретных документов. Усиление было переброшено конвертопланами MV-22 «Оспрей» из Кувейта, куда, в свою очередь, ожидается прибытие до 4000 военнослужащих Корпуса морской пехоты США. Демонстранты не стали штурмовать внутренний периметр посольства, но установили палатки вокруг посольства и перешли к его осаде.

В Тегеране не намерены уступать американцам. Свидетельством тому является изменение баланса сил в законодательном собрании Ирака – парламентское большинство, которым ранее обладал блок «Саирун» Муктады ас-Садра, перешло к коалиции «аль-Бина». Перевес составляет всего один голос, но этого достаточно, чтобы самая многочисленная фракция парламента выдвинула кандидата на пост главы правительства, который в случае утверждения должен в течение месяца сформировать новый кабинет министров.

Смена лидера парламентского большинства может объясняться и недостаточной лояльностью М. ас-Садра Тегерану. Как утверждали некоторые источники, генерал К. Сулеймани перед отъездом в Ирак в канун нового года встретился с лидером блока «Саирун» и открыто угрожал тому физической ликвидацией: якобы генерал напомнил о недавней атаке дрона на дом клерика в ан-Неджефе и заметил – второй ошибки не будет.  

В ночь на 3 января в результате американской бомбардировки аэропорта в Багдаде генерал Касем Сулеймани был убит.

24 декабря власти Ирака сделали очередную вынужденную уступку манифестантам: парламент одобрил новый закон о выборах, которым разрешено выдвижение независимых кандидатов (ранее было возможно баллотироваться лишь по партийным спискам). Беспартийный глава правительства страны – одно из главных требований улицы. Здесь нужно сказать, что события «Великой октябрьской революции» в Ираке имеют все признаки технологии «цветных революций» – этого порождения теории «управляемого хаоса».

Среди мирных демонстрантов много провокаторов, выполняющих планы, согласованные по месту и времени. С одной стороны, есть оправданное недовольство народа положением в стране, с другой – налицо попытки использовать массовое движение в узкогрупповых интересах и манипулирование толпами. Используются самые современные технологии: проведена  кибератака на официальный сайт федерального правительства, заблокированы сайты ряда ведомств, включая министерства обороны, нефти и здравоохранения, в сети размещаются угрозы военного переворота...

Улица выдвигает либо неисполнимые, либо диаметрально противоположные требования, легко меняя антииранские лозунги на «Смерть Америке!». Требуя премьер-министра, «представляющего не партию, а весь иракский народ», демонстранты отклоняют любые представленные кандидатуры. Получив большинство в парламенте, блок «аль-Бина» (лидеры – Хади аль-Амири и Нури аль-Малики) предложил свою кандидатуру на пост премьера (Асад аль-Идани – проиранский губернатор провинции Басра), но последовала реакция демонстрантов: «Нам не нужны политики, защищающие интересы Ирана – по сути, они не иракцы, а иранцы». В итоге президент Бархам Салих заявил, что не поддержит этого кандидата и предпочтёт уйти. Отставка главы государства – ещё одно из требований демонстрантов, обвиняющих президента в наличии иностранного гражданства (Б. Салех является членом Политбюро одной из крупнейших партий Курдской автономии).

Манифестанты пытаются подменить собой и конституцию, и судебную систему, и экономический блок. Они выдвинули требование казнить генерал-лейтенанта Дж. аш-Шаммари (обвиняется в причастности к гибели 23 протестующих в провинции Зи-Кар) и заключить соглашение с Китаем на реконструкцию Ирака в обмен на нефть. Фактически демонстранты настойчиво проводят линию на разрушение основ государственности. Многие акции направлены на причинение максимального ущерба экономике – на юге страны продолжаются попытки блокировать нефтяные месторождения, порты Умм-Каср и Хор эз-Зубеир. 23 декабря толпы агрессивной молодежи в третий раз за два месяца ворвались на территорию электростанции в провинции Кербела. В тот же день тысячи протестующих перекрыли мосты и автодороги, блокировали работу общественных зданий в крупных городах пяти провинций. Прекращено строительства нефтепровода из Басры в Иорданию.

Всё это превращает попытки что-либо прогнозировать по Ираку в неблагодарное занятие. Ясно одно – ожидать скорого поступления хороших новостей из этой страны не приходится.

Фото: Twitter

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться