Массовые протесты в Ираке

Халиф на час, или Правительство новое – проблемы старые

Острейший политический кризис в Ираке затягивается, решения проблем как не было, так и нет

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Перспектив решения иракского кризиса, длящегося пятый месяц, не видно. Массовые акции протеста, охватившие центральные и южные провинции Ирака, не стихают. С 1 октября 2019 года убиты около 700 человек, более 25 тысяч ранены, сотни стали инвалидами.

Прежний глава правительства Адель Абдель Махди подал в отставку 30 ноября. Президент Бархам Салех был обязан поручить сформировать новый кабинет выдвиженцу от партии парламентского большинства не позднее 19 декабря. Назывались разные претенденты, но все отказывались. И это притом, что 24 декабря парламент проголосовал за новый закон о выборах, принять который протестующие требовали нескольких месяцев. В иракской политике возник пат, и в конце декабря Б. Салех заявил о готовности подать в отставку.

17 января поднялась новая волна демонстраций. Координаторы протеста потребовали создания временного правительства из независимых фигур, не связанных с политическими партиями, и проведения досрочных парламентских выборов. 29 января президент Ирака выдвинул ультиматум – он дал шиитским блокам (шииты составляют около двух третей населения Ирака) три дня на выдвижение кандидатуры премьер-министра страны. В противном случае президент обещал сам назначить того, кто устроит протестующих. 31 января в ситуацию вмешался высший шиитский религиозный лидер Ирака аятолла Али ас-Систани, который призвал к проведению досрочных парламентских выборов, назвав это условием сохранения суверенитета страны.

1 февраля Бархам Салех объявил, что он утвердил кандидатуру нового премьера – им стал Мухаммад Тауфик Алляуи, в тот же день выступивший с обращением к демонстрантам. Выступая, новый премьер использовал не арабский литературный язык, а иракский диалект, стремясь показать свою близость к «улице». «Никаких изменений в стране не произошло бы без вашей смелости», – заявил он демонстрантам, пообещав им бороться с коррупцией и назначить дату новых выборов. «Я прошу вас продолжать протесты», – призвал М. Алляуи. И его услышали: сотни тысяч людей в городах Кут, Хилла, Неджеф, Кербела, Насерия и других вышли с протестами против назначенного премьера. В этих протестах были убиты более 20 человек, десятки получили ранения. Важный признак: силу против протестующих применяли не только армия и полиция, но и боевики шиитских радикальных группировок. Обозначилась новая трещина в обществе: сунниты и курды в протестах практически не участвуют; шииты сражаются с шиитами, и это плохой знак. На фоне заклинаний о «единстве» и «суверенитете» страны угроза распада Ирака становится все более явной.

Почему кандидатура нового премьера вызвала такое негодование? Секрета нет – состоявшийся выбор не назовёшь удачным. Решение было принято кулуарно Хади аль-Амери и Муктадой ас-Садром при поддержке Нури аль-Малики и нескольких мелких фигур; все участвовавшие в принятии решения в той или иной степени являются проиранскими деятелями, и первым откликом из-за рубежа было одобрение Тегерана.

Этим назначением были проигнорированы требования демонстрантов назначить на пост главы правительства честного человека, не связанного с партиями и кланами, который может и хочет решать проблемы страны.

Через несколько часов после назначения нового премьера в СМИ появились подробные сведения о нём. О том, чего ждать от Алляуи, говорит его биография – типичная для тех, кто оказался в эшелонах власти после свержения американцами Саддама Хусейна.

Мухаммад Тауфик Алляуи примкнул к исламистской партии «Даава» ещё студентом Багдадского университета. В 1977 году, опасаясь преследований, бросил учёбу и бежал в Бейрут, где присоединился к шиитскому движению «Хизболла». Затем переехал в Лондон, там получил гражданство (является гражданином Великобритании по сей день). Вернулся в Ирак в 2003 году на штыках оккупационных войск. Благодаря знакомству с Нури аль-Малики дважды занимал пост министра связи (2006-2007 и 2010-2012). Был вовлечён в крупный коррупционный скандал, связанный с установкой камер наблюдения в местах скопления людей в Багдаде. Стал обвиняемым, но в 2016 году бежал в Ливан. В аэропорту Бейрута в его багаже были обнаружены 19 млн долларов наличными, но благодаря связям в «Хизболле» дело быстро замяли. В Багдаде его заочно приговорили к 7 годам тюремного заключения. В январе 2020 года Алляуи вернулся в Багдад, получив иммунитет и карт-бланш. Состоит в родственных связях с Муктадой ас-Садром.

В условиях жесточайшей цензуры власти продолжают «дозировать» информацию. В Багдаде приостановлена работа бюро независимого телеканала «ад-Диджля». Правительству Иордании (штаб-квартира канала находится в Аммане) направлена официальная просьба прекратить вещание станции на месяц «за освещение антиправительственных акций протеста». В самом Ираке действуют более решительно: с начала 2020 года там застрелены 5 журналистов, двое из них были убиты прямо во время прямого эфира. «Мировое сообщество» этого не замечает

В любом случае формирование нового кабинета министров (срок – 30 дней) поручено человеку, который не соответствует ни одному из требований, предъявляемых к государственным служащим (см. конституцию ст. 68 часть 4; ст. 77 часть 1). Иракские политологи полагают, что Мухаммад Тауфик Алляуи – даже не технический премьер, а халиф на час. Нового главу правительства ещё предстоит утвердить в парламенте, а у сторонников Х. аль-Амери и М. ас-Садра там преимущество всего в один голос. Кризис затягивается. Решения проблем как не было, так и нет.

Заглавное фото: Xinhua

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться