Никто не ожидал, что от визита спецпосланника президента США Уиткоффа в Москву до встречи Путина с Трампом пройдет всего лишь 9 дней. В первую очередь на это не рассчитывали европейские политики, у которых наступил сезон летних отпусков. Ну и, конечно же, Зеленский, последние дни тщетно пытавшийся стать третьим лишним на этом мероприятии.
К тому же многие ждали, что саммит состоится в Объединенных Арабских Эмиратах, которые российский лидер назвал одним из «вполне подходящих мест». Ан нет!
Вечером 8 августа Дональд Трамп написал в соцсетях: «Долгожданная встреча между мной как президентом США и президентом России Владимиром Путиным состоится в следующую пятницу, 15 августа 2025 года в великом штате Аляска».
«Караул!» – подумали европейские глобалисты. Это ж теперь ни группу влияния не зашлешь, ни шпионов не отправишь и даже провокации никакой не устроить. А уж как обидно Зеленскому, который никак не сможет послать туда ни беспилотники, ни диверсантов ГУР. Обидно, понимаешь!
Помощник Президента РФ Юрий Ушаков напомнил, что «Россия и США – близкие соседи, граничат друг с другом». Поэтому «представляется вполне логичным, чтобы наша делегация просто перелетела через Берингов пролив и чтобы именно на Аляске был проведен столь важный и ожидаемый саммит». Тем более что «на Аляске и в Арктике пересекаются и экономические интересы наших стран, просматриваются перспективы реализации масштабных и взаимовыгодных проектов».
Основной темой встречи, по его словам, станет «обсуждение вариантов достижения долгосрочного мирного урегулирования украинского кризиса». Кроме того, ожидается, что следующая встреча лидеров двух стран (после Аляски) пройдет уже в России.
Губернатор Аляски Майк Данливи поддержал проведение саммита в своем штате, заявив, что Аляска – «идеальное место для дипломатии» и всегда была мостом между двумя странами.
Действительно, официальная граница между РФ и США проходит по линии смены дат, о чем весной этого года напомнил Илон Маск (на тот момент член американской администрации), опубликовав видеоролик о двух островах в Беринговом проливе, расстояние между которыми всего 3,8 км. Один из них – остров Ратманова (Большой Диомид) принадлежит России, а другой – остров Крузенштерна (Малый Диомид) – США. Как указывается в видео, «зимой вода замерзает, и между двумя странами появляется ледовый мост, по которому можно пересечь границу».
Российские эксперты считают, что выбор Аляски не случаен по двум причинам. Первая: на встрече и даже в городе ее проведения исключены посторонние участники и никто не будет иметь возможности узнать содержание переговоров. Кроме того, представители неправительственных организаций и глобалисты никак не смогут помешать проведению встречи или оказать на нее влияние путем организации пикетов или митингов протеста.
Вторая причина – это то, что Аляска является наглядным примером решения вопроса с передачей территории из состава одной страны в состав другой.
Как известно, первыми Аляску открыли русские моряки экспедиции Семёна Дежнёва в 1648 году, пришедшие туда со стороны Сибири. Территория Русской Америки активно осваивалась на протяжении всего 18 века и первой половины 19 века. Она простиралась на всю Аляску и далее на юг вдоль тихоокеанского побережья материка вплоть до земель современного штата Калифорния (США), а столицей русских владений в Америке был Ново-Архангельск (ныне город Ситка). Российская империя продала Аляску США лишь в 1867 году.
Так что поездка Владимира Путина на Аляску (чего до него не делал ни один руководитель России) станет скорее посещением некогда заморских российских территорий, чем официальным визитом в США. А проведение встречи, например, в бывшем Ново-Архангельске могло бы дать намек, что территориальные вопросы можно решать, например, за деньги. Хотя бы за счет части тех валютных резервов РФ, которые Запад заблокировал после начала СВО. Теоретически, конечно, но это могло бы смягчить для киевской власти горькую пилюлю перехода в состав России бывших украинских областей.
Объявив о будущем месте саммита, президент Трамп также отметил, что в соглашении по Украине будет определенная перестановка территорий: «Некоторые вернутся, некоторые сменятся местами».
Зеленский, услышав об этом, практически забился в истерике: «Ответ на украинский территориальный вопрос уже есть в Конституции Украины. Отступать от этого никто не будет и не сможет. Дарить свою землю оккупанту украинцы не будут».
Он заранее отказался признавать возможные договоренности лидеров США и РФ: «Любые решения, которые против нас, любые решения, которые [приняты] без Украины, – они одновременно и решения против мира. Они ничего не дадут. Это мертвые решения, они никогда не сработают».
Странно, что Зеленский не вспомнил о Конституции, когда отказался проводить президентские выборы в 2024 году, а просто продолжил рулить страной без необходимых на это полномочий.
Аналогично задергался и глава МИД Сибига: «Украинцы заслуживают на справедливый мир, основанный на международном праве и уважении нашей территориальной целостности и границ, определенных нашей Конституцией». По его мнению, «Россия не должна быть вознаграждена за начало этой войны».
А вот глава финансового комитета Верховной рады Даниил Гетманцев вполне осознает, что окончание войны логически приведет к территориальным потерям Украины: «Это будут очень тяжелые компромиссы. Но они очень необходимы, и от них зависит будущее страны».
О возможном скором прекращении боевых действий на Украине заговорил и премьер Польши Туск, по мнению которого замораживание конфликта «может произойти скорее раньше, чем позже».
Естественно, что новость о российско-американском саммите на Аляске моментально вышла на первое место в мировых СМИ.
Американский Wall Street Journal указал, что Путин готов на полное прекращение огня, если Украина выведет войска с Донбасса. Немецкая газета Bild утверждает, что Уиткофф «неправильно понял Путина» и тот по-прежнему хочет территорию всех четырех областей, а не только Донецкую и Луганскую. Сам Уиткофф показался европейцам «перегруженным и малокомпетентным, когда говорил о территориальных вопросах», и «у европейцев сложилось впечатление, что американцы еще сами не пришли к единому пониманию происходящего».
Издание Axios подтвердило, что Москва согласится прекратить войну, если Киев уступит всю территорию Луганской и Донецкой народных республик. В том, что касается Запорожской и Херсонской областей, то, по цитируемым словам Уиткоффа, «Путин согласился заморозить нынешние позиции России в этих регионах».
В этой связи Киев и его европейские союзники «обеспокоены тем, что Трамп может согласиться с предложениями Путина о прекращении войны, не принимая во внимание их позиции». Axios приводит слова неназванного киевского чиновника, который отметил, что даже если Зеленский согласится с требованиями Путина, ему придется провести референдум, «потому что он не может уступить территорию по Конституции Украины». В этой связи, на выходных в Лондоне состоится встреча представителей США, Европы и Украины, чтобы «попытаться достичь общих позиций».
Нужно отметить, что журналисты забыли упомянуть о том, что вся ЛНР уже практически полностью освобождена от ВСУ, а под контролем Киева осталось лишь около 25% территории ДНР. Кроме того, ВС РФ контролируют около 1200 квадратных километров в Харьковской области и более 200 – в Сумской области, а также небольшую часть Днепропетровской области.
Так что территориальные обмены, о которых говорил Трамп, целиком возможны. Тем более на фоне удачного для него посредничества между Арменией и Азербайджаном, которые 8 августа в его присутствии подписали соглашение, а затем выдвинули американского президента на Нобелевскую премию мира. Трамп явно захочет увеличить вероятность получения этой престижной премии, сделав также все для прекращения украинского конфликта.
А вот у Зеленского в этом случае будет два варианта. Первый – согласиться и получить «гарантии безопасности», обещания новых поставок оружия (тех же систем Patriot), ускоренного вступления в ЕС и даже возможное проведение выборов без оппозиции, что увеличит его шансы на сохранение власти.
Второй вариант – полностью отказаться от компромиссов и уповать на помощь европейской «коалиции желающих», надеясь совместно с ними позднее все-таки переубедить Трампа. Для этого целиком возможно проведение украинскими боевиками ряда провокаций и террористических актов. Судя по словам Зеленского, пока киевский режим будет придерживаться более жесткой линии.
Газета The New York Times уверена, что отказ Зеленского от сделки по территориям может вызвать гнев Трампа. В то же время издание приводит слова бывшего президента Порошенко: «Украинцы – это нация, которая не разменивает свои территории. Поэтому мы не можем допустить прецедент, при котором мир был достигнут в обмен на наши земли».
Агентство Bloomberg считает, что Зеленскому грозит сделка по принципу «либо соглашайся, либо уходи», в которой он должен смириться с потерей территорий. По мнению аналитиков, исключение его из участников переговоров усилило опасения того, что Белый дом и Кремль будут вести переговоры о соглашении, основанном на уступках, на которые Киев не готов идти.
За шесть дней, которые остались до российско-американских переговоров на Аляске, может еще много чего произойти, но уже сейчас понятно, что хунта Зеленского будет всячески сопротивляться урегулированию конфликта, делая все возможное, чтобы сорвать саммит и продолжать оставаться у власти.